Решение по делу № 2а-6863/2018 ~ М-6941/2018 от 12.11.2018

                                                                                дело № 2а-6863/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 декабря 2018 года                                                  город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи                  Д.И. Саматовой,

при секретаре судебного заседания          Б.И. Гайнутдинове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки,

установил:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки, мотивируя тем, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту длительного неисполнения Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан требований водоохранного законодательства при установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы федерального водного объекта – реки Клянчейка Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан. С учетом изложенного, административный истец просит обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2020 года провести работы по определению ширины водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Клянчейка в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ; описать границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Клянчейка, её координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; установить на всем протяжении границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков непосредственно на местности, в натуре, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и предоставить в установленным порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки, включая картографические материалы в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласна в части установления срока до 31 декабря 2020 года, просила продлить срок до 31 декабря 2021 года.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив фактические обстоятельства дела, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пунктам 3-6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17, установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.

Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

В силу пункта 2 части 2 и части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: карту градостроительного зонирования.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 утвержден прилагаемый примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2006 года № 1893-р утверждено главным распорядителем - государственным заказчиком субсидий, передаваемых из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, и бесхозных гидротехнических сооружений, а также субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

На основании пункта 3.3.8 положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Министерство в сфере охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод на территории Республики Татарстан разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан на рассмотрение проекты законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам контроля за охраной и использованием водных объектов в пределах своей компетенции; осуществляет региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, в том числе за соблюдением водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.

Согласно приказу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 6 июля 2018 года № 662-п утвержден график проведения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, на период 2019-2022 годов. Так, река Клянчейка Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан включена в график 2020 года.

В судебном заседании установлено, что на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, вблизи села Русское Макулово расположена река Клянчейка, протяженностью 16 километров.

До настоящего времени установление границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного федерального водного объекта Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный водный реестр не представлены и не включены.

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика не оспорены.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Доводы представителя административного ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года не могут быть приняты во внимание, поскольку допустимых доказательств позволяющих на данном этапе отсрочить решения суда представлены не были.

Таким образом, непринятие мер со стороны Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки удовлетворить.

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2020 года определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы, описать границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, координаты, опорные точки, отобразить границы на картографических материалах реки Клянчейка расположенная в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан, установить на всем протяжении границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков непосредственно на местности, в натуре, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и предоставить в установленным порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки, включая картографические материалы в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья                                                     Д.И. Саматова

2а-6863/2018 ~ М-6941/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство экологии и природоохранных ресурсов РТ
Суд
Приволжский районный суд г. Казани
Судья
Саматова Д. И.
12.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2018[Адм.] Судебное заседание
10.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2019[Адм.] Дело оформлено
10.10.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее