Дело №2-199/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча16 марта 2015 г.
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Олефировой М.А.,
с участием помощника Могочинского межрайонного прокурора - Федоткиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания - Рафиковой Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Сбегинское» о понуждении к совершению действий по организации сбора и хранения энергосберегающих и ртутьсодержащих ламп,
установил,
Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в нарушение законодательства об отходах производства и потребления на территории сельского поселения «Сбегинское» не принимаются меры по обеспечению сохранности ртутьсодержащих ламп при их хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. Сбор ртутьсодержащих ламп не организован, место первичного сбора не определено, равно как и не заключен договор на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих ламп с организацией, имеющей лицензию на работу с опасными отходами.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Сбегинское» по организации на территории сельского поселения «Сбегинское» по сбору и хранению отработанных энергосберегающих и ртутьсодержащих ламп. Обязать администрацию сельского поселения «Сбегинское» организовать на территории сельского поселения «Сбегинское» сбор и хранение отработанных энергосберегающих и ртутьсодержащих ламп.
В судебном заседании помощник прокурора Федоткина Т.Е. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения «Сбегинское», извещенный о месте и времени в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем предоставил письменное заявление.
Выслушав, пояснения помощника прокурора Федоткиной Т.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния
окружающейсреды.
Частью 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Правительством РФ 03.09.2010 принято постановление № 681, которым утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Согласно пункту 1 Правил, они обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Пунктом 3 Правил установлено, что юридические лица и индивидуальные
предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими
нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по
организации сбора, накопления,использования, обезвреживания, транспортированияиразмещения
отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В соответствии п.п. 4-9 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме
физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от
других видов отходов. Не допускается самостоятельное обезвреживание,
использование,транспортированиеиразмещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителямиотработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
В соответствии с п. 8 данных Правил органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп употребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (п.9).
Пунктами 13, 14 Правил установлено, что размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения норм и правил, организация сбора и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании, ответчиком не принято мер к организации сбора и хранения отработанных энергосберегающих и ртутьсодержащих ламп. Каких - либо сведений, опровергающих доводы прокурора представителем ответчика не представлено, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения судебного решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, и считает достаточным срок для устранения выявленных прокурором нарушений требований действующего законодательства - в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В силу положений п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Сбегинское» по организации на территории сельского поселения «Сбегинское» по сбору и хранению отработанных энергосберегающих и ртутьсодержащих ламп.
Обязать администрацию сельского поселения «Сбегинское» организовать на территории сельского поселения «Сбегинское» сбор и хранение отработанных энергосберегающих и ртутьсодержащих ламп в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме
Судья
М.А. Олефирова
Решение суда в окончательной форме принято 23 марта 2015 года