Дело № 2-519/2014 года
Мотивированное решение составлено судом 3 июня 2014 года с применением средств оргтехники
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2014 года г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Смердовой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием пом. Артемовского городского прокурора Редозубова А.Н., представителя Администрации АГО Белозеровой О.М. при секретаре Антоновой Л.E. гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на улице <адрес>, путем освобождения земельного участка от занимаемых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на улице <адрес>, путем освобождения земельного участка от занимаемых отходов.
В обоснование исковых требований указал, что Артемовской городской прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Артемовского городского округа требований законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки работником Артемовской городской прокуратуры
19.03.2014 года осуществлен выезд на ул<адрес>.
Обозначенным выездом установлено, что на ул. <адрес>
<адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 80 кв.м.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» отходами являются остатки сырья, материалов,
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в
процессе производства или потребления, а также товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в частности организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержится в п. 24 ч. 1 ст. 6 Устава Артемовского городского округа, принятого Решением Артемовской Думы от 16.06.2005 № 530.
В ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Частью 1 статьи 30 Устава Артемовского городского округа установлено, что Администрация Артемовского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
В п. 30 ст. 31 Устава Артемовского городского округа закреплено, что Администрация Артемовского городского округа на территории городского округа осуществляет полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Бездействие Администрации Артемовского городского округа в вопросе ликвидации расположенных на территории городского округа несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, нарушает закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать Администрацию Артемовского городского округа организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на улице <адрес>, путем освобождения земельного участка от занимаемых отходов (л.д. 1-3).
В судебном заседании помощник Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Артемовского городского округа Белозерова О.М. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что у Администрации Артемовского городского округа имеется договор с <данные изъяты>, где имеется перечень домов, которые находятся на обслуживании <данные изъяты>. Определены тарифы для жильцов этих домов. Считают, что ответственность по вывозу мусора лежит на <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства, в качестве третьего лица было привлечено ОАО «<данные изъяты>».
Дело рассмотрено в отсутствие представителя <данные изъяты>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма.
Суд, заслушав доводы представителя истца, представителя ответчика исследовав письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) о недобросовестной работе <данные изъяты>, а именно: на ул. <адрес> расположена свалка бытовых отходов, поскольку управляющей компанией не вывозятся бачки с мусором (л.д. 5). Обращение ФИО1 Росприроднадзором ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Артемовскую городскую прокуратуру (л.д. 4).
ДД.ММ.ГГГГ помощником Артемовского городского прокурора был осуществлен выезд на ул. <адрес>, в результате которого установлено, что на указанной улице(координаты: <данные изъяты> севернойшироты, <данные изъяты> восточной долготы) в <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 80 кв. м, что подтверждается рапортом на л.д. 7, фотографиями (л.д. 6, 8, 9, 10).
Из письма Комитета по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что обращений о предоставлении земельных участков под размещение контейнерных площадок по ул. <адрес> области не поступало.
Из договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «<данные изъяты>» осуществляет управление многоквартирным домами по заданию собственника Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа, осуществляет вывоз твердых бытовых отходов, в том числе, у дома №, расположенного по <адрес>
В соответствии с «Правилами благоустройства, обеспечения пожарной безопасности и санитарного содержания территорий, обращения с отходами производства и потребления в Артемовском городском округе", утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 17.04.2007 года № 100 места складирования твердых и жидких бытовых, образующихся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и других), определяются органами местного самоуправления по согласованию с санитарными органами.
В тех районах города и других населенных пунктах в пределах Артемовского городского округа, где отсутствуют места складирования для твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, забор указанных отходов осуществляется в централизованном порядке со специальных площадок, согласно графику движения автотранспорта, оборудованного для этой цели.
Согласно письма управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в г. Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах от ДД.ММ.ГГГГ «/№ в соответствии с п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах размещение контейнерной площадки по <адрес> не было согласовано.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Ст.13 Областного закона от 19.12.1997 год № 77-ОЗ « Об отходах производства и потребления» государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления в соответствии с федеральным законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти Свердловской области в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 13 названного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в частности организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30, ч. 30 ст. 31 Устава Артемовского городского округа Администрация Артемовского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Администрация Артемовского городского округа на территории городского округа осуществляет полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом был установлен факт несанкционированного размещения объекта отходов производства и потребления (координаты: <данные изъяты> севернойшироты, <данные изъяты> восточной долготы) в <адрес> площадью около 80 кв. м., что подтверждено изученными в ходе судебного разбирательства письменными материалами гражданского дела.
Из представленных доказательств следует, что в указанных прокурором местах, специально не отведенных для складирования бытовых отходов, имеются свалки, на указанных территориях места складирования бытовых отходов не предусмотрены, что так же подтверждено ситуационным планом.
В ходе подготовки к судебному заседанию, в ходе судебного разбирательства сторонам было разъяснено действие ст. 56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако доказательств, подтверждающих, что территории, на которых обнаружены несанкционированные свалки, находятся во владении и пользовании граждан, предприятий, учреждений, организаций не представлено.
На основании вышеизложенного, суд признал необоснованными доводы представителя ответчика о том, что обязанность по вывозу отходов возложена на ОАО «<данные изъяты>».
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на улице <адрес>, путем освобождения земельного участка от занимаемых отходов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░