Дело № 2а-1068/2018
(24RS0007-01-2018-001468-91)
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Кириловой С.А.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Красноярского края Селезневой Е.А.,
административного ответчика Брюхина К.М. путем использования системы видеоконференц-связи,
представителя административного ответчика Андреевой Н.Д., действующей на основании ордера от 28.11.2018 года № 009852,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению врио начальника ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю об установлении административного надзора в отношении Брюхина КМ,
У С Т А Н О В И Л:
Врио начальника ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Брюхина К.М. сроком на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и установлении следующих ограничений: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Брюхина К.М., в период с 22.00 часов до 06.00 часов; не выезжать за пределы места жительства, пребывания или фактического проживания Брюхина К.М.; запретить пребывание в общественных местах (клубах, дискотеках, барах) в вечернее время (с 19.00 часов до 22.00 часов); обязать являться два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Требования мотивированы тем, что Брюхин К.М. осужден 13.05.2014 года Шарыповским городским судом Красноярского края за совершение особо тяжкого умышленного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, с назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, подлежит освобождению из мест лишения свободы 11.04.2019 года по отбытии срока наказания. Брюхин К.М. в период отбывания наказания в местах лишения свободы за хранение запрещенных предметов постановлением начальника исправительного учреждения от 12.11.2016 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что дает основания для установления в отношении него административного надзора.
В судебное заседание административный истец ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в зал суда своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Брюхин К.М., представитель административного ответчика Андреева Н.Д., действующая на основании ордера от 28.11.2018 года № 009852, с заявленными требованиями не согласились, так как ответчик исправил свое поведение, ограничения в части запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, выезда за пределы места жительства, пребывания или фактического проживания, пребывания в общественных местах (клубах, дискотеках, барах) в вечернее время (с 19.00 часов до 22.00 часов), заявлены необоснованно; представитель административного ответчика просил установить минимальный срок административного надзора. Дополнительно Брюхин К.М. суду пояснил, что он продолжительное время нарушений режима содержания не допускал, исправился, с административным надзором не согласен, так как он, по сути, является повторным наказанием; с характеристикой в части также не согласен, поскольку он добросовестно относится к труду, имеет благодарность, состоит на облегченных условиях отбывания наказания, выплачивает иск.
Помощник прокурора Богучанского района Красноярского края Селезнева Е.А. по результатам рассмотрения дела пришла к заключению об удовлетворении заявленных требований частично, так как Брюхин К.М. является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Срок административного надзора установить на 3 года, с установлением ограничения в виде обязания являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Требования об установлении ограничений в виде: запрета на выезд за пределы места жительства, пребывания или фактического проживания Брюхина К.М.; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Брюхина К.М., в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета пребывания в общественных местах (клубах, дискотеках, барах и т.д.) в вечернее время (с 19.00 часов до 22.00 часов) - заявлены необоснованно.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 4 статьи 272 названного Кодекса неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал его явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав пояснения административного ответчика Брюхина К.М., его представителя, заключение прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 названной статьи предусмотрены основания для установления административного надзора в отношении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи: если
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 6 данного Закона, административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Часть 1 статьи 4 указанного Федерального закона предусматривает следующие виды ограничений, устанавливаемые при административном надзоре: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административных ограничений в виде: обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории - являются обязательными (ч. 2 ст. 4 названного Федерального закона).
В силу ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2, 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Брюхин К.М. осужден 13.05.2014 года Шарыповским городским судом Красноярского края (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Красноярского краевого суда от 15.07.2014 года) по ч. 1 ст. 105 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из содержания приговора от 13.05.2014 года следует, что Брюхин К.М., исходя из положений ч. 5 ст. 15 УК РФ, осужден за совершение особо тяжкого преступления.
В ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю осужденный Брюхин К.М. за время отбытия наказания зарекомендовал себя следующим образом: прибыл в ИК-42 12.08.2014 года, не трудоустроен, в период отбывания наказания неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, 1 раз поощрялся, 12.11.2016 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания, к трудовым обязанностям и общественно-полезному труду относится не добросовестно, в общении с представителями администрации ведет себя не всегда корректно и вежливо, извинительных писем потерпевшим не направлял, на меры воспитательного характера не реагирует должным образом, на профилактическом учете у оперативно-режимных служб не состоит, социально-полезные связи поддерживает.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденный Брюхин К.М. за время отбывания наказания 1 раз поощрялся за добросовестное отношение к труду и примерное поведение, 13 раз привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе, за грубые нарушения режима отбытия наказания.
12.11.2016 года осужденный Брюхин К.М. за хранение запрещенных предметов (изделий кустарного производства) признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что подтверждается соответствующим постановлением начальника ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. Законность постановления в установленном порядке Брюхиным К.М. не обжаловалась.
Таким образом, судом установлено, что Брюхин К.М. осужден за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, имеются основания для установления в отношении него административного надзора.
При разрешении вопроса о сроке, на который возможно установление административного надзора, суд в силу ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также поведения ответчика в период отбывания наказания, полагает возможным установить осужденному административный надзор на срок 3 года.
При разрешении вопроса, связанного с установлением административных ограничений в отношении Брюхина К.М. суд полагает возможным установить ограничение в виде двух обязательных явок в месяц осужденного в органы внутренних дел, поскольку установление данного ограничения является обязательным.
При этом, с учетом места и времени совершения преступления, наличия места жительства, суд полагает возможным не устанавливать ответчику ограничения в виде запретов пребывания в общественных местах (клубах, дискотеках, барах) в вечернее время (с 19 часов до 22 часов), выезда за пределы места жительства, пребывания или фактического проживания, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, поскольку необходимость установления данных ограничений не мотивирована в заявлении, а возможность установления указанных ограничений не является обязательной при установлении в отношении лица административного надзора.
Вопреки доводам административного ответчика суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и не посягает на основополагающий принцип уголовного законодательства - принцип справедливости, предусмотренный ч. 2 ст. 6 УК РФ, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Учитывая изложенное, установление административного надзора и возложение административных ограничений не является повторной мерой уголовной ответственности за совершенное преступление, ранее за которое лицо уже было судимо.
При наличии предусмотренных законом оснований административный надзор устанавливается в обязательном порядке и не зависит от усмотрения суда или обстоятельств, на которые ссылается ответчик.
Учитывая вышеуказанные судом обстоятельства, а также данные о личности осужденного Брюхина К.М., суд полагает необходимым заявление врио начальника ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю удовлетворить частично, установить в отношении Брюхина К.М. административный надзор на срок 3 года с ограничением в виде двух обязательных явок в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление врио начальника ИК-42 ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Брюхина КМ, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, на срок 3 (три) года.
Установить Брюхину КМ административное ограничение: обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении административных исковых требований в части установления Брюхину КМ административных ограничений в виде запрета пребывания в общественных местах (клубах, дискотеках, барах) в вечернее время (с 19.00 часов до 22.00 часов), запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, и запрета выезда за пределы места жительства, пребывания или фактического проживания отказать.
Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней с момента получения решения с подачей жалобы через Богучанский районный суд Красноярского края.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2018 года.
Копия верна
Судья О.В. Максимова