Решение по делу № 2-2975/2018 ~ М-2866/2018 от 06.08.2018

Дело № 2 – 2975/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 10 сентября 2018 года гражданское дело по иску Пашиной Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухта Республики Коми (межрайонное) о признании периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежащим включению в страховой стаж в льготном исчислении, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, с выплатой недополученной части пенсии,

установил:

Пашина Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее по тексту – УПФР по г. Ухте) о признании периода нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с 21.01.1989г. по 12.11.1991г. (далее – спорный период) подлежащим включению в страховой стаж в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 июня 2018 года, с выплатой недополученной части пенсии за период с 22.06.2018г. (требования приведены с учетом уточнений, заявленных истицей в судебных заседаниях). В обоснование иска истица указала, что при обращении в УПФР по г. Ухта с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» она получила отказ в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа, при этом спорный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком был включен ответчиком в страховой стаж в календарном исчислении, без применения льготного порядка исчисления стажа, несмотря на то, что действовавшее в спорный период законодательство предусматривало возможность зачета периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий трудовой стаж в полуторном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).

В настоящем судебном заседании Пашина Л.И. и её представитель Тихомирова А.С., допущенная к участию в суде по ходатайству истицы по ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, настаивали на удовлетворении иска, доводы иска поддержали, пояснили, что непосредственно до ухода в отпуск по беременности и родам и следующий за ним отпуск по уходу за ребенком, так и непосредственно после выхода из отпуска по уходу за ребенком, истица осуществляла трудовую деятельность в Усинском районе, отнесенном к районам Крайнего Севера.

Представитель ответчика по доверенности Зеленцов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что спорный период включен ответчиком в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) в календарном исчислении, льготный порядок исчисления стажа к этому периоду неприменим, т.к. в отпуске по уходу за ребенком истица не осуществляла трудовую деятельность.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Пашиной Л.И., суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 8 ФЗ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающими переходные положения, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Согласно положениям пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере; при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Частью 2 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Как следует из материалов пенсионного дела, Пашина Л.И., <...> г. года рождения, обратилась в УПФР по г. Ухте 22.06.2018г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР по г. Ухте РК от 16.08.2018г. №237102/18 истице отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемой по закону продолжительности страхового стажа. При этом ответчиком определен истице на день обращения (22.06.2018г.) страховой стаж (календарно) - 15 лет 09 месяцев 05 дней, страховой стаж (в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев) - 19 лет 03 месяца 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) (календарно) - 12 лет 05 месяцев 27 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (МКС) (календарно) - 06 месяцев 1 день, стаж работы в РКС с учетом МКС (календарно) 12 лет 10 месяцев 12 дней.

Как следует из вышеприведенных положений закона, правом на досрочное пенсионное обеспечение по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пользуются женщины по достижении возраста 51 год при наличии у них стажа работы в РКС не менее 12 лет (календарно) либо стажа работы в МКС не менее 16 лет (календарно) и при наличии страхового стажа не менее 20 лет. Минимальная величина ИПК в 2018 году составляет 13,8.

Из представленных ответчиком таблиц расчета стажа следует, что спорный нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 21.01.1989г. по 12.11.1991г. учтен ответчиком при подсчете страхового стажа и стажа работы в РКС в календарном исчислении без применения льготного (полуторного) исчисления.

По материалам пенсионного дела также установлено, что в спорный период истица находилась в отпуске по уходу за ребенком – ФИО8, <...> г. рождения; в состояла в этот период в трудовых отношениях с (Усинский район Республики Коми). При этом, как следует из записей в трудовой книжки истицы, материалов пенсионного дела (в т.ч. таблиц расчета стажа, архивной справки, выданной ООО » 12.10.2016г. за ....), непосредственно до ухода в отпуск по беременности и родам (с 01.09.1988г. по 20.01.1989г.) и следующий за ним отпуск по уходу за ребенком (с 21.01.1989г. по 12.11.1991г.), так и после выхода из отпуска по уходу за ребенком, истица осуществляла трудовую деятельность в Усинском р-не Коми АССР, отнесенном Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 к районам Крайнего Севера. В спорный период за истицей сохранялось место работы (должность) (ст. 167 КЗоТ РФ).

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015г., при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Из этого следует, что периоды работы или иной деятельности могут быть засчитаны в страховой стаж в соответствии с нормативно-правовыми документами, действовавшими на момент выполнения такой работы.

Действовавшим в спорный период Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения ребенком возраста трех лет; указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пунктом 7 Разъяснений от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секретариатом ВЦСПС 29 ноября 1989 года N 375/24-11, было предусмотрено, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501 – 1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543 – 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Нормы Федерального закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2004 N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П", разъяснено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. N 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно ст. 28 Закона "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» (в редакции действующей до 01.01.2002 г.) и Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Положениями абз. 6 ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.

Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что страховой стаж истицы, протекавший в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 года, подлежит исчислению в полуторном размере для определения права на страховую пенсию.

На основании изложенного суд полагает возможным удовлетворить требование истицы о признании периода нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с 21.01.1989 г. по 12.11.1991 г. подлежащим включению в страховой (ранее- общий трудовой стаж) из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, учитывая, что до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в общий трудовой стаж и специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, и спорный период включен ответчиком в страховой стаж и стаж работы в РКС в календарном исчислении. Доводы ответчика, приведенные в обоснование невозможности применения льготного порядка исчисления к спорному периоду, судом отклоняются как не основанные на законе.

Согласно расчету ответчика, при условии включения спорного периода в страховой стаж в полуторном исчислении продолжительность такого стажа составит 20 лет на 13 мая 2018года.

В силу положений п. 1 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании этого, учитывая, что истица обратилась в УПФР по г. Ухте за назначением пенсии 22.06.2018г., суд полагает возможным удовлетворить требование об обязании ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 22.06.2018г.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ и в связи с удовлетворением иска, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные ею расходы по уплате госпошлины в связи с обращением в суд с вышеуказанным иском.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Пашиной Л.И. удовлетворить.

Признать период нахождения Пашиной Л.И. в отпуске по уходу за ребенком с 21.01.1989 года по 12.11.1991 года подлежащим включению в её страховой стаж в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев для досрочного пенсионного обеспечения.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) назначить Пашиной Л.И. <...> г..р., страховую пенсию по старости досрочно по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 22 июня 2018 года, с выплатой истице недополученной за период с 22.06.2018 года суммы пенсии.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) в пользу Пашиной Л.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 17.09.2018г.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-2975/2018 ~ М-2866/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пашина Л.И.
Ответчики
Управление пенсионного фонда
Суд
Ухтинский городской суд
Судья
Аберкон Инга Викторовна
06.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2018[И] Передача материалов судье
07.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2018[И] Судебное заседание
31.08.2018[И] Судебное заседание
10.09.2018[И] Судебное заседание
17.09.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее