Дело № 2-209/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2015 года г.Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.
при секретаре Третьяковой О.Б.
с участием представителя истца - ст. пом. прокурора Плешковой Е.П., представителя ответчика - Зайченко С.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску
Прокурора Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц
к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство»
о признании незаконной деятельности и о возложении обязанности совершить определенные действия
установил:
Прокурор Нытвенского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконной деятельности по сбросу сточных вод в водные объекты в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и о возложении обязанности в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; получить Решение о предоставлении водного объекта - участка <адрес> в пользование для сброса сточных вод и получить Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
В обоснование заявления указывает, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов в Муниципальном унитарном предприятии «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ. системы водоснабжения и водоотведения <адрес>, в том числе очистные сооружения переданы в аренду МУП «ЖКХ» Нытвенского района.
Сточные воды в объеме <данные изъяты> тыс. куб. метров в сутки проходят механическую и биологическую очистку на БОС и сбрасываются в <адрес>. По данным отчета об использовании воды (форма 2-тп водхоз) за ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес> сброшено <данные изъяты> тыс. куб. м. недостаточно очищенных сточных вод. Учет количества сбросов осуществляется приборами учета (на момент проверки в неисправном состоянии), качество сточных вод контролируется собственной лабораторией, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», КГБУ «Аналитический центр». По результатам контроля установлено, что состав сточных вод после очистки не соответствует нормативам по взвешенным веществам, нефтепродуктам, железу, аммонийному иону в 4 раза, ВПК в 2,5 раза, ХПК в 1,5 раза, нитритам в 2 раза, фосфатам в 3 раза, СПАВ.
Разрешительные документы на водопользование: нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оформлены на ООО «ГК Нытва-Энерго». В связи с передачей систем водоснабжения и водоотведения в МУП «ЖКХ» данные разрешительные документы утратили силу. На момент проверки предприятием не разработаны нормативы допустимых сбросов, не имеется решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сбросы.
МУП «ЖКХ» не имея разрешительных документов на водопользование, производит сбросы в <адрес> недостаточно очищенных сточных вод.
В судебном заседании представитель истца -пом. прокурора Плешкова Е.П. на иске настаивает.
Представитель МУП «ЖКХ» Зайченко С.В. с иском согласен частично, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обратились в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии с заявлениями о предоставлении в пользование выпуска № №, расположенного на <адрес> для использования водного объекта с целью отведения сточных вод после БОС и выпуска № №, расположенного в № км от устья <адрес> для использования водного объекта с целью отведения промывных сточных вод с водозабора после промывки фильтров. Передаточный акт по договору аренды имущества был оформлен тол ко ДД.ММ.ГГГГ года, сразу же начались работы по оформлению документов, деятельность предприятия нельзя признать незаконной.
Администрация Нытвенского городского поселения просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с заявленными требованиями согласны.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В п. 19 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностных водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица, приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод является видом пользования водным объектом.
Согласно п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с ч.4 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
На основании ч.3 ст.22 Водного кодекса Российской Федерации Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать объем допустимых сбросов, а также требования к качеству воды и водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч. ч.1, 2, 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующим требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. ст. 19, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды" в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Оценив имеющиеся доказательства ( договор аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ года, паспорт биологических очистных сооружений, результаты лабораторных испытаний сточных вод, отчет 2-ТП ( водхоз) за ДД.ММ.ГГГГ год ( ноябрь, декабрь) ( л.д.11-22), суд приходит к выводу о том, что МУП «ЖКХ» не имея разрешительных документов на водопользование, производит сбросы в <адрес> недостаточно очищенные сточные воды, поэтому возлагает на ответчика обязанность разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов веществ в водные объекты и получить Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре. Такого способа защиты прав как признание незаконной деятельности данной статьей не предусмотрено, глава 25 на правоотношения сторон не распространяется, поэтому суд отказывает в удовлетворении иска в части признания незаконной деятельности МУП «ЖКХ» Нытвенского района по сбросу сточных вод в водные объекты в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; получить Решение о предоставлении водного объекта - участка <адрес> в пользование для сброса сточных вод и получить Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Отказать прокурору Нытвенского района в удовлетворении требования о признании незаконной деятельности муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунального хозяйства» Нытвенского района по сбросу сточных вод в водные объекты в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - с 02 апреля 2015 года.
Судья Л.В.Завертяева