ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 года по делу № 33-4250/2015
судья Дашдемиров Д. Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Магарамовой С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу зам.Управления пенсионного фонда России по Республике Дагестан <.> Н.М.Сулейманова
по гражданскому делу по исковому заявлению Алибекова С. М. к СПК «Колхоз им. Карабудагова» и Управлению пенсионного фонда Карабудахкентского района об обязании внести исправления в трудовую книжку и назначить льготную пенсию,
на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 03 августа 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Алибекова С. М. - удовлетворить. Обязать ответчика СПК «Колхоз им. И.Карабудагова» внести исправления в записи в трудовой книжке РОС № 0515635 от 20.10.1983 г. Алибекова С.М. и в книгах учета по оплате труда в названии должности, на которой работал в колхозе с 10.05.1981года по 30.12.1996года, вместо «сваршика» указав «электрогазосваршик занятый на резке и ручной сварке».
Признать отказ Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Карабудахкентском районе в назначении льготной пенсии Алибекову С.М. - незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Карабудахкентском районе назначить Алибекову С. М. льготную пенсию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 537 от 18.07.2002г.».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя Управления пенсионного фонда России по Республике Дагестан по доверенности № Халитову А.Г. об отмене решения суда, отказав в удовлетворении иска, объяснение Алибекова С.М. и представителя ответчика СПК «Колхоз им. И.Карабудагова об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Алибеков С.М. обратился в суд с заявлением обязать внести исправления в трудовую книжку и назначить льготную пенсию.
В обоснование иска указано, что с 10.05.1981 года по 30.12.1996 года он работал в колхозе им. Карабудагова в должности газоэлектросварщика по ручной сварке. Данный факт подтверждается записью в его трудовой книжке.
08.05.2015 года ему исполнилось 55 лет. С этого времени в соответствии с действующим трудовым и пенсионным законодательством он имеет право на назначение ему льготной пенсии по вредным условиям труда.
При подготовке материалов для предоставления в пенсионный фонд он обратил внимание на то, что в его трудовой книжке указано, что он принят на работу в качестве сварщика, а не газоэлектросварщика по ручной сварке. Фактически он работал в колхозе в вышеуказанное время в качестве электрогазосварщика, занятый на резке и ручной сварке.
По законодательству, в списках № 1 и 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, указана должность электрогазосварщика, занятый на резке и ручной сварке, а не сварщик. Так как он работал газоэлектросварщиком по ручной сварке, он обратился руководству СПК «колхоза им. И.Карабудагова», чтобы в трудовой книжке ему внесли исправления, вместе сварщик написали электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке.
Ответчик признает, что он действительно работал в должности электрогазосварщика, занятый на резке и ручной сварке и что в трудовой книжке допущена ошибка. Но вместе с тем, ответчик отказывается произвести исправления в трудовую книжку и других учетных документах, и тем самым нарушает его право и лишает его получить льготную пенсию.
Как усматривается из ответа на его заявление председателя СПК «Колхоз им. Карабудагова» Маматгереева М.., свою ошибку они не отрицают, и, тем не менее, исправить ее они не могут без судебного решения, и в связи с этим ему предложено для установления данного факта обратиться в Карабудахкентский районный суд.
Из-за этой ошибки у него возникли проблемы с назначением льготной пенсии, и Управление пенсионного фонда из-за этого не назначает ему льготную пенсию.
О том, что в вышеуказанное время он работал в должности газоэлектросварщика по ручной сварке, могут подтвердить свидетели Саламов А.М. <.> <.>, который работал главным инженером, Меджидов А.Г., который работал заведующим гаражами,. Зайнутдинов З.М <.> <.> и Абасов А. Г., которые так же работали электрогазосварщиками, занятые на резке и ручной сварке, проживающие в с.Гурбуки Карабудахкентского района РД. Зайнутдинов З.Ш. и Абасов А.Г. обращались в Карабудахкентский районный суд с аналогичными заявлениями.
Решениями Карабудахкентского районного суда от 17 ноября 2009 года и 19 сентября 2008 года заявления Зайнутдинова З.Ш. и Абасова А.Г. удовлетворены. Исправления в трудовой книжке необходимо для оформления льготной пенсии. Как усматривается из ответа пенсионного фонда, ему отказано в назначении страховой пенсии по - старости, так как в трудовой книжке указан сварщик, а должна быть указана должность электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке.
Просит суд обязать ответчика СПК « Колхоз им. И. Карабудагова» внести исправления в записи в его трудовой книжке и в книгах учета по оплате труда в названии должности, на которой он работал в колхозе с 10.05.1981 года по 30.12.1996 года, вместо «сваршика» указать «электрогазосваршик занятый на резке и ручной сварке».
Обязать Управление пенсионного фонда Карабудахкентского района РД назначить ему льготную пенсию с момента его обращения.
В суде истец Алибеков С.М.. поддержал иск, просил его удовлетворить.
Ответчик представитель СПК «Колхоз им. И. Карабудагова» Маматгереева М., в суде иск признал и пояснил, что действительно Алибеков А.Г. работал в должности электрогазосварщика, занятый на резке и ручной сварке, в трудовой книжке допущена ошибка бывшими работниками отдела кадров по незнанию требований закона. Допущенную ошибку в трудовой книжке они исправят на основании решения суда.
Представитель ответчика ОПФР по РД в Карабудахкентском районе по доверенности Умалатов А.С. суду представил письменное возражение из которого следует, что согласно трудовой книжки заявителя РОС № 0515635 от 20.10.1983г. должность Алибекова С. М. период работы в колхозе «им. Ленина» с 10.05.1981 по 30.12.1996г. указана как сварщик, а согласно Спискам № 1,2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (Список №2, раздел ХХХШ, позиция 23200000-19756) должность должна быть - электрогазосварщик, занятые на резке и ручной сварке. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, согласно ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 40.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление ОПФР по РД просит отменить указанное решение суда по доводам жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В возражении истец просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец обратился в отдел назначения и перерасчета пенсии ГУ ОПФР с заявлением о назначении льготной пенсии.
Согласно решения комиссии Управления ОПФР по РД в Карабудахкентском районе от 17.06.2015г. № 406 ему отказано в назначении льготной пенсии со ссылкой на то, что согласно п.п. 2 п.1 ст.30 400-ФЗ от 28.12.2013г. (О страховых пенсиях) в связи с тем, что согласно трудовой книжки заявителя РОС № 0515635 от 20.10.1983 г. должность Алибекова С.М. в период работы в колхозе «им. Ленина» в период с 10.05.1981 по 30.12.1996г.г. указана как сварщик, а согласно Спискам 31,2 производств работ, профессия, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (Список №2, раздел XXXI11.позиция 23200000-19756) должность должна быть - электрогазосваршик, занятый на резке и ручной сварке. Должность Алибеков С.М.. в трудовой книжке не соответствует должности согласно Спискам № 1,2, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пп. 2 п.1 ст.ЗО 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (О страховых пенсиях).
Удовлетворяя требования Алибекова С.М. суд первой инстанции посчитал установленным факт, что Алибеков СМ. действительно работал в должности «электрогазосварщика занятый на резке и ручной сварке» в период с 10.05.1981 по 30.12.1996гг. в колхозе им. «Ленина» сел. Гурбуки Ленинского района ДАССР, а ныне СПК « Колхоз им. И. Карабудагова сел. Гурбуки и что из представленных истцом документов и показаний свидетелей следует, что он в спорные периоды работал электрогазосварщиком.
Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам,- занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением, Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, была предусмотрена профессия "электросварщики".
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г N 10, предусмотрена профессия - "электросварщики ручной сварки", а также профессия "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности".
В соответствии Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а работа в период до 1 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Суду при разрешении спора следовало исходить из того, что должность истца в колхозе «им. Ленина» в период его работы с 10.05.1981 по 30.12.1996г.г. указана как сварщик, а согласно Спискам 31,2 производств работ, профессия, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение должность должна быть - электрогазосваршик, занятый на резке и ручной сварке. Тем самым, должность Алибекова С.М. в трудовой книжке не соответствует должности согласно Спискам № 1,2, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из справок, представленных истцом, следует, что он в спорные периоды работал электрогазосварщиком.
В соответствии с информационным письмом Минтруда РФ №3073-17, ПФ РФ №06-27/7017 «О праве на льготное обеспечение» от 02.08.2000 года, «Электрогазосварщик» и «Газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому, рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное обеспечение по Списку №2 (раздел XXXI11) как электрогазосварщики, т.е. при документальном подтверждении их занятости в течении полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
В подтверждение права на досрочную пенсию истца судом взяты свидетельские показания, что никак не могут эти данные говорить о его занятости полный рабочий день, а также о характере выполняемых им работ и противоречит ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400 и Пленуму Верховного суда РФ Постановлению от 11.12.2012 г. №30.
Итак, из трудовой книжки Алибекова С.М. следует, что он работал сварщиком в период с 10.05.1981г. по 30.12.1996г., в «колхозе им. Карабудагова», однако работа в указанной должности не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 г. № 10, раздел XXXIII (позиция №23200000-197560). Для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, работа должна осуществляться в должностях электросварщика ручной сварки и электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда о подтверждении характера работы свидетельскими показаниями, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, истцом в ходе рассмотрения дела не подтверждена его работа в должности электрогазосварщика и нет документального подтверждения его занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке.
Поэтому судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции и считает, что спорные периоды его работы не могут быть включены в его специальный трудовой стаж, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами занятости на резке или ручной сварке, доказательств, подтверждающих характер работы истца в спорные периоды также не имеется в материалах дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Алибекова С.М.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 03 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Алибекова С. М. - обязать ответчика СПК «Колхоз им. И. Карабудагова» Карабудахкентского района внести исправления в трудовую книжку и в книгах учета по оплате труда, назначить льготную пенсию - отказать.
Председательствующий
Судьи