РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1011/2018
26 сентября 2018 года с. Малая Пурга УР
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.
при секретаре Оленевой Р.Н.
с участием представителя истца Степановой Л.А. Чибышевой М.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Управления Росреестра по УР врио начальника Межмуниципального отдела по Малопургинскому и Киясовскому района Даниловой О.П., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Людмилы Александровны к Администрации МО «Малопургинский район» о снятии с государственного кадастрового учета учтенного земельного участка
Установил:
Степанова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Администрации МО «Малопургинский район» о снятии с государственного кадастрового учета учтенного земельного участка. Требования мотивирует тем, что она обратилась к кадастровому инженеру для проведения межевания по уточнению границ и площади земельного участка за кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе землеустроительных работ по данному земельному участку, обнаружилось следующее противоречие, а именно при формировании вышеуказанного земельного участка накладывается земельный участок с кадастровым номером №, для размещения объектов связи. Таким образом, в соответствии с представленными координатами вновь формируемый земельный участок располагается на части земельного участка с кадастровым номером №. В целях фактического назначения, использования земельного участка за кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, необходимо земельный участок с кадастровым номером № снять с регистрационного учета. Необходимо отметить, что земельный участок с кадастровым номером № является учтенным, с 2012 года был поставлен на кадастровый учет, как для реконструкции участка <данные изъяты>. В связи с тем, что снятию с государственного учета подлежат только земельные участки имеющие статус «временный» (ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «учтенный». Таким образом, указанный земельный участок может быть снят с ЕГРН на основании вступившего в законную силу судебного акта. Просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Удмуртской Республике снят с кадастрового учета земельный участок, общей площадью 1718 +/-29 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Аннулировать запись в ЕГРН на земельный участок, общей площадью 1718 +/-29 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Определением Малопургинского районного суда УР от 04 сентября 2018 года исключено из числа соответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Удмуртской Республике, привлечено в качестве третьего лица.
В судебном заседании:
Истец Степанова Л.А. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя.
Представитель истца Чибышева М.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО «Малопургинский район» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил отзыв на исковое заявление о снятии с государственного кадастрового учета учтенного земельного участка, согласно которому в соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного Закона, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания для снятия земельных участков с кадастрового учета. Пунктом 3 ст. 70 указанного Закона определено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно исковому заявлению и приложенным к нему документам невозможно определить границы земельных участков. Кроме того, согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации Истец обращается в суд за защитой свих прав, свобод и законных интересов, нарушенных действиями другого лица, то есть ответчика. Как следует из искового заявления и приложенных к нему документов земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет для реконструкции участка <данные изъяты> и имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно отнесён к зонам с особыми условиями земельных участков - охранным зонам объектов электросетевого хозяйства. Так как линии электропередач принадлежат ПАО «МРСК Центра и Приволжья» считает, что Администрация муниципального образования является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по УР Данилова О.П. пояснила, что Управление не является субъектом материального правоотношения, связанного с правами на недвижимое имущество, поскольку не владеет, не пользуется, не распоряжается спорным имуществом, не заявляет каких-либо прав на данные объекты недвижимого имущества, не имеет какой-либо заинтересованности, а действует только в пределах компетенции, определенной законом. Разрешение данного иска не может повлиять на права и законные интересы Управления, поскольку Управление в соответствии с Положением «Об Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике, утвержденного приказом Руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) 30.05.2016 №П-263, ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в силу 02.01.2017, (далее - Закон о регистрации) является территориальным органом Росреестра, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав, внесения сведений в ЕГРН. Управление осуществляет действия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости с 01.01.2017. До 01.01.2017 государственный кадастровый учет объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики осуществлял филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике. Управление вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную вышеуказанным Положением и Законом о регистрации. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2012 году. Со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор (орган регистрации) обязан внести запись в ЕГРН на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, согласно которому земельный участок № был передан Администрацией МО «Малопургинский район» в аренду ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 2012 году для реконструкции участка <данные изъяты>. В 2015 году договор аренды с АМО «Малопургинский район» был расторгнут, земельный участок передан Администрации по акту приема-передачи. В настоящий момент указанный участок ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не используется, объекты принадлежащие ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на нем не расположены. Просит рассмотреть дело без их участия.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 апреля 2008 года Степанова Л.А. является собственником земельного участка общей площадью 3100 кв. м., по адресу: <адрес> с кадастровым номером № на основании договора дарения земельного участка и жилого дома с постройками от 14.03.2008.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 22 января 2008 года № земельный участок с адресным ориентиром <адрес>, кадастровый номер №, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м. принадлежит на праве собственности Степанову В.Н.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.06.2018 земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м. принадлежит на праве собственности Степановой Л.А.
Согласно заявлению Степанова В.Н. от 24.11.2017 адресованного и.о. главы МО «Малопургинский район» в ходе проведения работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> выявлено пересечение с земельным участком №, для размещения объектов связи. Участок в собственности публично-правовых образований. Просит исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 18 июня 2018 года №, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> для реконструкции участка <данные изъяты> площадью 1718+/-29 кв. м., сведения о правах отсутствуют, сведения об объекте имеют статус ученные.
Согласно сведения из ЕГРН от 18.06.2018, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют.
Согласно соглашению от 25 ноября 2015 года о расторжении договора аренды земельных участков № от 12.01.2012, договор аренды земельных участков № от 12.01.2012 года по соглашению сторон 25 ноября 2015 года расторгнут между Администрацией МО «Малопургинский район» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Согласно акта приема-передачи земельных участков от 25 ноября 2015 года, арендатор ПАО «МРСК Центра и Приволжья» передает арендодателю Администрации МО «Малопургинский район» земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами №, №.
Согласно заявлению Чибышевой М.В., действующей в интересах Степановой Л.А., от 09 июля 2018 года, адресованного главе МО «Малопургинский район», Степанова Л.А. обратилась к кадастровому инженеру для проведения межевания по уточнению границ и площади земельного участка за кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе землеустроительных работ по данному земельному участку, обнаружилось следующее противоречие, а именно при формировании вышеуказанного земельного участка накладывается земельный участок с кадастровым номером №, для размещения объектов связи. Таким образом, в соответствии с представленными координатами в вновь формируемый земельный участок располагается на части земельного участка с кадастровым номером №. Фактически земельный участок с кадастровым номером № с размещенными линиями связи расположен в другом месте. В целях фактического назначения, использования земельного участка за кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, необходимо земельный участок с кадастровым номером № переместить на другой адрес. В связи с вышеизложенным просит переместить земельный участок с кадастровым номером № и внести данные изменения в ЕГРН.
Согласно письму Администрации МО «Малопургинский район» от 31.07.2018 №, адресованного Чибышевой М.В., разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № для реконструкции участка <данные изъяты>. Реконструкция объекта завершена. Выполнить работы по устранению реестровой ошибки у Администрации района нет необходимости в связи с тем, что линии электропередач принадлежат ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «учтенный». Указанный земельный участок может быть снят с ЕГРН на основании вступившего в законную силу судебного акта. Рекомендует обратиться в судебные органы с иском о снятии с ЕГРН вышеуказанного земельного участка.
Согласно межевому плану (проект) от 06.09.2018, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Границы земельного участка сформированы по фактическому местоположению земельного участка, площадь после уточнения границ составила 3349 кв.м., что превышает площадь по документу на 8%. (в допуске ст.27, п 5.1), предельные минимальные и максимальные размеры не регламентированы правилами землепользования и застройки муниципального образования "Ильинское". Утверждены решением Совета депутатов муниципального образования "Ильинское" от 18.12.2013 № 15-5-68. Участок ранее учтенный, существует в данных границах более 15 лет. Сформирован и предоставлен в собственность до вступления в силу правил землепользования и застройки утвержденных в 2013 году. Земельный участок с КН № не накладывается и смежным не является. Выявлена реестровая ошибка с линией электропередач земельный участок с КН №, который накладывается на земельный участок с КН №, а на самом деле этой линии передач там нет.
Согласно межевому плану от 01.06.012, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: УР, Малопургинский район, с. Ильинское, вновь образуемый земельный участок: ЗУ1 не имеет требующих уточнения границ общих со смежными земельными участками, так как граничит только с неучтенными землями государственной собственности в пределах кадастрового квартала №.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного Закона, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания для снятия земельных участков с кадастрового учета.
Пунктом 3 ст. 70 указанного Закона определено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации истец обращается в суд за защитой свих прав, свобод и законных интересов, нарушенных действиями другого лица, то есть ответчика. Как следует из искового заявления и приложенных к нему документов земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет для реконструкции участка <данные изъяты> и имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно отнесён к зонам с особыми условиями земельных участков - охранным зонам объектов электросетевого хозяйства. Линии электропередач принадлежат ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
В связи с тем, что, согласно заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» земельный участок № был передан Администрацией МО «Малопургинский район» в аренду ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 2012 году для реконструкции участка <данные изъяты>. В 2015 году договор аренды с АМО «Малопургинский район» был расторгнут, земельный участок передан Администрации по акту приема-передачи. В настоящий момент указанный участок ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не используется, объекты, принадлежащие ПАО «МРСК Центра и Приволжья», на нем не расположены. Суд приходит к выводу, что иск Степановой Людмилы Александровны к Администрации МО «Малопургинский район» о снятии с государственного кадастрового учета учтенного земельного участка подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Людмилы Александровны к Администрации МО «Малопургинский район» о снятии с государственного кадастрового учета учтенного земельного участка удовлетворить.
Снять с кадастрового учета земельный участок, общей площадью 1718 +/-29 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Аннулировать запись в ЕГРН на земельный участок, общей площадью 1718 +/-29 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 01 октября 2018 года.
Председательствующий: Т.В. Прохорова