Дело № 2 -245/2013
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерациис. Визинга 28 мая 2013 года
Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Пыстине Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветковой Т.Е. к администрации сельского поселения «Визинга» о возложении обязанности восстановления в очереди на получение жилой площади по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Цветкова Т.Е. обратилась в суд с заявлением к администрации сельского поселения «Визинга» об обязании восстановления в очереди на получение жилой площади по договору социального найма. В обоснование иска указала, что в **** года была поставлена в очередь на получение благоустроенного социального жилья. После смерти бабушки М. по завещанию ею было получено половина дома, вторая половина дома принадлежала ее матери Г., после смерти которой в **** году ее доля была унаследована истцом, ее отчимом Г. и племянниками. Также истцом была унаследована одна шестая часть дома по <___>, где проживала до смерти ее мать. По достижении племянниками совершеннолетия, Цветковой Т.Е. подарила свою часть дома по <___> племянникам, которые в свою очередь подарили ей свои части по <___>., в результате она стала собственником всего дома. При прохождении перерегистрации на получение социального благоустроенного жилья ****, **** вопросов не возникало, однако при перерегистрации очередников, нуждающихся в социальном жилье **** ей стало известно о факте снятия с учета на получение жилой площади ****. Просит восстановить ее в очереди на получение социального жилья.
Истец Цветкова Т.Е.в судебном заседании требования поддержала, дополнительно показала, что с **** года состояла в льготной очереди на получение жилья как учитель, регулярно являлась на перерегистрацию. Об очередной перерегистрации очередников, нуждающихся в социальном жилье, ей стало известно из районной газеты. **** при обращении за перерегистрацией ей стало известно, что она исключена из очереди на получение жилья по договору социального найма ****. В настоящее время она проживает совместно в с мужем в жилом доме общей площадью 58 кв.м. по адресу: <___>. Дом принадлежит ей на праве собственности. Площадь дома на одного проживающего в доме более установленной учетной нормы предоставления площади на одного человека, малоимущей она не является, документов о том, что дом является аварийным у нее также не имеется. В виду того, что жилищная комиссия вынесла решение о снятии её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не уведомив о принятом решении, тем самым ущемив её в правах на обжалование решения комиссии, она настаивает на своих требованиях о восстановлении в очереди на получение жилой площади по договору социального найма.
Представитель администрации сельского поселения «Визинга» (по доверенности) Мамаенко Н.В. исковые требования Цветковой Т.Е. не признала, настаивала на представленных суду возражениях. Дополнительно показала, что оснований для восстановления Цветковой Т.Е. в очереди для получения жилой площади по договору социального найма не имеется, так как она утратила основания для нахождения в очереди. Пояснила, что на каждого гражданина, поставленного на учет, формируется учетное дело, в котором указываются изменившиеся сведения. На момент постановки Цветковой Т.Е. на учет в **** имелись основания для постановки на учет, так как Цветкова Т.Е. не имела собственного жилья, учетная норма согласно «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утвержденных постановлением Совета Министров Коми АССР и областного совета профсоюзов от 17 декабря 1984 г. N 315, а затем утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Коми от 12 марта 1993 г. № 132 составляла 7 квадратных метров, в настоящее время учетная норма 18 квадратных метров. При очередных перерегистрациях сведений об улучшении жилищных условий истцом Цветковой Т.Е. в учетное дело не предоставлялось. В **** года по запросу администрации сельского поседения «Визинга» были получены сведения о наличии в собственности у Цветковой Т.Е. квартиры, площадь которой была более учетной нормы для постановки на учет по договору социального найма. Цветкова Т.Е. не является малоимущей, ею не представлено документов, свидетельствующих об аварийном состоянии дома. Так как было установлено, что Цветковой Т.Е. утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, жилищная комиссии на заседании **** приняла решение о снятии Цветковой Т.Е. с учета. Просит в удовлетворении исковых требований Цветковой Т.Е. отказать.
Свидетель М. в судебном заседании пояснила, что является ,,,, с **** года работала в жилищной комиссии. Цветкова Т.Е. в **** году была включена в список на получение жилья вначале по общей очереди, а затем по льготной как учитель. Согласно правил, утвержденных постановлением Совета Министров Коми АССР и областного совета профсоюзов от 17 декабря 1984 г. N 315, в очередь на получение жилой площади по договору социального найма подлежат постановке граждане, не имеющие жилплощади и имеющие жилплощадь ниже учетной нормы 7 квадратных метров. При текущих перерегистрациях очередников, учитываются данные учетного дела и данные, предоставленные очередником. При выявлении обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, решение о снятии с учета принимается на заседании жилищной комиссии администрации сельского поселения «Визинга».
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно решению исполнительного комитета от **** №__ «О распределении жилой площади», пунктом 2 утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от **** №__, которым поставлены, в частности истец Цветкова Т.Е. (в девичестве - М.) на учет для получения жилой площади, по общему списку, Цветкова Т.Е. поставлена на учет по льготному списку для учителей.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ****, истец Цветкова Т.Е. (в девичестве - М.) является наследником имущества в виде 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу <___>, оставшегося после смерти М., умершей ****.
Договором дарения доли жилого дома от **** установлен факт дарения 1/6 доли жилого дома, расположенного по адресу <___>, Цветковой Т.Е. – Г., Г.
Договором дарения доли жилого дома от **** установлен факт дарения 1/4 доли жилого дома, расположенного по адресу <___>, Г., Г. – Цветковой Т.Е.
Выпиской из ЕГРП Управления Росреестра по Республике Коми от **** №__, установлено право собственности истца Цветковой Т.Е. на жилой дом, расположенный по адресу <___>, площадью 58 кв.м.
Согласно справки администрации сельского поселения «Визинга» от **** в доме по адресу: <___> зарегистрированы и проживают Цветкова Т.Е. **** года рождения и её муж Ц. **** года рождения.
Постановлением администрации сельского поселения «Визинга» от **** №__, истец Цветкова Т.Е. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой основания состояния на учете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в частности утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 названной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из положений этих норм следует, что Цветкова Т.Е., поставленная на учет нуждающихся в предоставлении жилья до 1 марта 2005 года, может быть снята с такого учета в случае, если утрачены основания, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент постановки Цветковой Т.Е. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, определялись статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
На момент постановки на учет Цветковой Т.Е. в **** в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, действовала учетная норма согласно «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утвержденных постановление Совета Министров Коми АССР и областного совета профсоюзов от 17 декабря 1984 г. N 315, утвержденных в последствие Постановлением Совета Министров Республики Коми от 12 марта 1993 г. № 132 и составляла 7 квадратных метров.
В силу статьи 38 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки на учет Цветковой Т.Е., норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что в настоящее время граждане, поставленные на учет нуждающихся в предоставлении жилья до 1 марта 2005 года, подлежат снятию с него, если произошло улучшение их жилищных условий до нормы предоставления, то есть до 12 кв. м жилой площади на каждого члена семьи.
Согласно справки администрации сельского поселения «Визинга» от ****, в доме по адресу <___> зарегистрированы и проживают истец Цветкова Т.Е., Ц., являющийся мужем истицы.
Как следует Выписки из ЕГРП Управления Росреестра по Республике Коми от **** №__, установлено право собственности истца Цветковой Т.Е. на жилой дом, расположенный по адресу <___>, площадью 58 кв.м. Государственная регистрация права произведена ****.
Исходя из вышеуказанного суд считает установленным, что с ****. обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи Цветковой Т.Е. составляет свыше 12 кв. м. Более того, обеспеченность Цветковой Т.Е. и её мужа Ц. жилой площадью превышает учетную норму и норму предоставления, установленную действующим, на момент рассмотрения настоящего спора, жилищным законодательством, так как решением совета муниципального образования «Сысольский район» от 28 ноября 2005 № 22/174 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального района «Сысольский» (минимальный размер общей площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере 18 квадратных метров на одного человека.
Согласно нормам Жилищного кодекса РСФСР, действовавшем на день принятия истицы на учет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма граждане, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном жилищным кодексом. Так, согласно статье 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В настоящий момент на каждого зарегистрированного в доме по адресу: <___>, приходится по 29 кв. м общей площади.
Судом установлено, что фактические основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ до 01 марта 2005 года давали право Цветковой Т.Е. на постановку на учет с качестве нуждающейся в получении жилой площади по договору социального найма жилого помещения отпали, поскольку Цветкова Т.Е. и её муж обеспечены жильем по учетной норме на одного человека, в связи с чем, правовые основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, при вынесении решения жилищной комиссией администрации сельского поселения «Визинга» 25 декабря 2012 года имелись, поскольку основания дающие право на получение жилых помещений по договору социального найма утрачены, в связи с обеспеченностью Цветковой Т.Е. и её мужа жилой площадью в соответствии с установленными нормами.
Ссылку Цветковой Т.Е. о том, что она должна быть восстановлена в очереди на получения жилья по договору социального найма в виду не уведомления её ответчиком о снятии с учета, суд считает несостоятельной, так как Цветкова Т.Е. была снята с учета не по основаниям указанным в статье 56 Жилищного кодекса РФ, часть вторая которой предусматривает выдачу или направление решений о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений, а в силу иной нормы - части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следовательно, положения части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ к возникшим правоотношениям не могут быть применены.
С учетом указанных обстоятельств, не имеется оснований для восстановления Цветковой Т.Е. в очереди для получения жилого помещения по договору социального найма, поскольку она утратила основания, которые давали право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма, исковые требования Цветковой Т.Е. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Цветковой Т.Е. к администрации сельского поселения «Визинга» о возложении обязанности восстановления в очереди на получение жилой площади по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сысольский районный суд.
Председательствующий – подпись
Решение изготовлено в окончательной форме 31 мая 2013 года
Судья – подпись
Копия верна. судья Г.Д. Фомина