Дело № 2-388/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года г. Калязин
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Осиповой А.А.,
при секретаре Хмелевой Н.В.,
с участием истца - старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калязинского района Тверской области в защиту жилищных прав Егоровой Екатерины Олеговны к администрации Калязинского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Прокурор Калязинского района Тверской области обратился в суд в защиту жилищных прав Егоровой Е.О. с иском к администрации Калязинского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Калязинского района Тверской области проведена проверка по обращению Егоровой Е.О., "__"__ __ г. рождения, которая имеет статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец и мать Егоровой Е.О. решением Калязинского районного суда Тверской области от 13 апреля 2007 года лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней. Постановлением главы Калязинского района № 340 от 25.05.2007 г. Егорова Е.О. устроена в детское государственное учреждение. Проверкой установлено, что Егорова Е.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В доме, в котором она имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, она проживать не может, так как данное жилое помещение непригодно для проживания. Актом Территориального отдела социальной защиты населения Калязинского района № 23 от 25 июля 2014 года установлен факт невозможности проживания в данном жилом помещении Егоровой Е.О., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время ....... Егорова Е.О. вынуждена проживать в съёмном жилье. По сообщению Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Калязинского района Тверской области Егорова Е.О. внесена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Несмотря на наступление возраста 18 лет Егорова Е.О. не обеспечена жилым помещением. В связи с чем, просит суд обязать администрацию Калязинского района Тверской области в срок до 31 декабря 2020 года предоставить Егоровой Е.О. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда в пределах норм, установленных действующим законодательством, и обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области в срок до 31 декабря 2020 года профинансировать расходы администрации Калязинского района Тверской области на обеспечение Егоровой Е.О. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Старший помощник прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Егорова Е.О. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Причина неявки суду не известна. Об отложении судебного заседания не просила.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в адрес суда поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Егорова Е.О. состоит на учете в реестре лиц, относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Включение в список на очередной год подразумевает и предоставление жилого помещения в очередном году. Список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жильё, составляется на весь год и не ограничивается датами, кроме 31.12. соответствующего года. Таким образом, первоочередным является принятие мер по приобретению жилого помещения органами местного самоуправления, а только потом Министерство сможет профинансировать приобретенное жилое помещение. В связи с чем, просят уточнить срок финансирования и приобретения жилого помещения Егоровой Е.О. до 31.12.2020 года.
Представитель ответчика администрации Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адрес суда от представителя поступило ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Также указано, что администрация Калязинского района возражает относительно требования прокурора в части срока, а именно срок исполнения требований прокурора для ответчиков указан одинаковый, что изначально ставит администрацию Калязинского района в дискриминационные (ущемленные, неравные) условия, в случае поступления денежных средств октябрь-декабрь 2020 года, администрация Калязинского района не сможет в добровольном порядке исполнить требования прокурора, так как приобретение жилого помещения возможно только на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44, что подразумевает проведение процедуры аукциона в срок до 2 месяцев.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ТО "Центр социальной поддержки населения" Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна. Возражений относительно исковых требований суду не представлено. В адрес суда поступило сообщение, что Егорова Е.О. не была обеспечена жилым помещением в связи с внесением её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение о выделении субсидии на приобретение жилья принимается комиссией министерства социальной защиты населения Тверской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Возражений относительно исковых требований суду не представлено.
Выслушав старшего помощника прокурора Калязинского района, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Егорова Е.О., "__"__ __ г. рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из копии свидетельства о рождении I-ОН № ___, выданного "__"__ __ г. Крюковским филиалом Калязинского отдела ЗАГС, видно, что Егорова Е.О. родилась "__"__ __ г. в городе <адрес>, её матерью записана ФИО2, отцом записан ФИО3, запись акта № ___.
Решением Калязинского районного суда Тверской области от 13 апреля 2007 года ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Егоровой Е.О., "__"__ __ г. рождения.
Постановлением Главы Калязинского района Тверской области № 340 от 25 мая 2007 года Егорова Е,О., "__"__ __ г. рождения устроена в детское государственное учреждение. В соответствии с п. 2 данного постановления за Егоровой Е.О. закреплено жилье в <адрес> на время пребывания в детском государственном учреждении.
Егорова Е.О. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте.
Из акта обследования помещения № 22 от 31.07.2012 года и заключения от 31.07.2012 г. следует, что проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>. По результатам обследования жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из акта Территориального отдела социальной защиты населения Калязинского района Тверской области № 23 от 25 июля 2014 года, по результатам обследования жилого дома установлен факт невозможности проживания Егоровой Е. О., ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно заключению территориального отдела социальной защиты населения Калязинского района Тверской области № 25 от 25.07.2014 г. Егорова Е. О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Справкой Министерства социальной защиты населения Тверской области № 09\1190 от 04.08.2014 года подтверждается внесение Егоровой Е.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Жилых помещений, принадлежащих Егоровой Е.О. на праве собственности на территории Российской Федерации, не имеется. Данный факт подтверждается сведениями, представленными из Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области.
Егорова Е.О. обучалась в ГБПУ "Калязинский колледж имени Н.М.Полежаева", 21.06.2019 года ей выдано свидетельство о профессии рабочего должности служащего по профессии ......., что документально подтверждается.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.
В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от очередности.
В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 данного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.
Согласно п. 3 Порядка расходования субвенций, предоставленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Суд, оценив в совокупности все обстоятельства дела и представленные в их обоснование доказательства, приходит к выводу о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением.
Егорова Е.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет; зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, которое за ней закреплено. Однако проживание истца в указанном жилом помещении невозможно, так как жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Тот факт, что Министерство социальной защиты населения Тверской области является главным распорядителем средств бюджета Тверской области, в частности, вышеназванной субвенции, свидетельствует о том, что исполнение администрацией Калязинского района Тверской области обязанности по обеспечению истца жилым помещением зависит от перечисления денежных средств из бюджета Тверской области по распоряжению министерства, чем обеспечивается реальная возможность исполнения в разумные сроки решения о предоставлении жилья Егоровой Е.О.
Ввиду того, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа данной категории во внеочередном порядке жилыми помещениями является обязанностью муниципального образования, исполнение которой в силу закона не зависит от финансовых возможностей для осуществления возложенных полномочий, а также от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах возложенных на него полномочий обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
Поскольку, обязанность по предоставлению Егоровой Е.О. жилого помещения до настоящего времени не исполнена, суд считает необходимым, исходя из заявленных истцом требований, возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанность по обеспечению финансирования расходов администрации Калязинского района Тверской области, связанных с предоставлением Егоровой Е.О. жилого помещения, а на администрацию Калязинского района Тверской области обязанность предоставить Егоровой Е.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок исполнения решения до 31 декабря 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области в защиту жилищных прав Егоровой Екатерины Олеговны к администрации Калязинского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.
Обязать администрацию Калязинского района Тверской области предоставить в срок до 31 декабря 2020 года Егоровой Екатерине Олеговне, "__"__ __ г. рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанность по обеспечению в срок до 31 декабря 2020 года финансирования расходов администрации Калязинского района Тверской области, связанных с предоставлением Егоровой Екатерине Олеговне, "__"__ __ г. рождения, уроженке <адрес>, благоустроенного жилого помещенияпо договору найма специализированного жилищного фонда в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А.Осипова
Решение в окончательной форме принято судом 19 декабря 2019 года.