по жалобе по делу об административном правонарушении
21 марта 2013 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Логинова Н.И. на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года ООО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
На указанное постановление судьи защитником ООО <данные изъяты> Логиновым Н.И. в порядке ст. 30.9 КоАП РФ подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой он просит постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на неправильную оценку обстоятельств дела, в том числе, на отсутствие состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми карьер не является специальным хранилищем для размещения отходов, а инертный материал используется для технической рекультивации, не способствует попаданию вредных веществ в окружающую среду. Работы по рекультивации карьера проводятся с использованием отходов № класса опасности, которые отнесены к малоопасным, в связи с чем, деятельность Общества исключает создание угрозы окружающей среде. Одновременно защитником заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления судьи от 20 декабря 2012 года.
Разрешая заявленное ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления судьи городского суда, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно расписке копия постановления судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года получена защитником Логиновым Н.И. 10 января 2013 года (л.д. 212).
21 января 2013 года в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики защитником ООО <данные изъяты> Логиновым Н.И., действующим по доверенности№ от ДД.ММ.ГГГГ, подана жалоба на постановление Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО <данные изъяты> (л.д. 219).
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 февраля 2013 года жалоба защитника общества ООО <данные изъяты> Логинова Н.И. на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО <данные изъяты> возвращена заявителю, как поданная и подписанная лицом, не имеющим полномочий на представление интересов Общества.
25 февраля 2013 года в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики защитником ООО <данные изъяты> Логиновым Н.И., действующим по доверенности№ от ДД.ММ.ГГГГ, подана жалоба на постановление Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО <данные изъяты> (л.д. 226). Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления от 20 декабря 2012 года со ссылкой на то, что первоначальная жалоба защитником была подана в установленный законом срок. Однако по ошибке защитником не приложена доверенность на представление интересов ООО <данные изъяты>, которая у него имелась.
Учитывая, что первоначальная жалоба подана в городской суд защитником Логиновым Н.И. в установленный срок, а также то, что доверенность на представление интересов ООО <данные изъяты> у защитника имелась, срок на обжалование постановления от 20 декабря 2012 года не пропущен.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитников ООО <данные изъяты> Логинова Н.И., Артемьевой Г.Н., <данные изъяты> ООО <данные изъяты> Лебедева С.Н., поддержавших доводы жалобы, заключение старшего помощника прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Хрычева А.В., возражавшего против доводов жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарской природоохранной прокуратурой совместно с должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» в г. Новочебоксарск», филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» проведена проверка законности деятельности по рекультивации земельного участка, расположенного между <адрес>, а также использования данного земельного участка под складирование отходов.
В ходе указанной проверки выявлено, что ООО <данные изъяты> согласно соглашению между администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики, автономным учреждением Чувашской Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ должно выполнять работы по рекультивации <данные изъяты> карьера суглинков в соответствии с рабочим проектом и требованиями действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и иных нормативов и стандартов.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территория бывшего <данные изъяты> карьера суглинков, расположенного между <адрес>, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № производятся работы ООО <данные изъяты> по рекультивации указанного карьера с использованием отходов производства и потребления. На момент проверки рекультивация проводилась горелой землей (отработанной формовочной землей), являющейся отходом производства ООО <данные изъяты>
Согласно протоколам биотестирования проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ (проба №), № от ДД.ММ.ГГГГ (проба №), № от ДД.ММ.ГГГГ (проба №) пробы отходов относятся к <данные изъяты> классу опасности и оказывают острое токсичное действие на гидробионтов.
ДД.ММ.ГГГГ по фактам несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований и.о. заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ООО <данные изъяты> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела судьей городского суда установлено, что ООО <данные изъяты> при осуществлении рекультивации <данные изъяты> карьера суглинков, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № между <адрес>, допустило нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», выразившихся в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства - земли горелой формовочной, являющейся отходом производства ООО <данные изъяты> которая относится к 4 классу опасности и оказывает острое токсичное действие на гидробионтов (микроорганизмов, обитающих в водной среде), а именно при захоронении данного вида отходов, на территории <данные изъяты> карьера суглинков отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии используемого земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также отсутствует проект обоснования санитарно-защитной зоны.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением и.о. заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением членом ГСК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой проверки законности рекультивации земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами биотестирования проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, справками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30, 32), договором, заключенным между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО <данные изъяты> образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе приведены доводы о том, что в действиях ООО <данные изъяты> отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в процессе реализации проекта рекультивации Общество не осуществляло обращение с отходами производства, а проводило мероприятия по восстановлению продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель с использованием отходов, судом необоснованно сделан вывод о том, что ООО <данные изъяты> без санитарно-эпидемиологического заключения размещает отходы № класса опасности.
Между тем, данные доводы являются несостоятельными, подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Понятие обращения с отходами дано в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Деятельность по обращению с отходами предусмотрена уставом ООО <данные изъяты> для осуществления данной деятельности обществом получена лицензия на осуществление деятельности сбору, использованию, обезвреживанию отходов № классов опасности регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> (исполнитель) принимает на себя обязательства по сбору отходов ООО <данные изъяты> (заказчик) для проведения рекультивации выработанного <данные изъяты> карьера суглинков.
Согласно письму ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> карьер суглинков завезено <данные изъяты> тонн земли формовочной отработанной, <данные изъяты> тонн стеклобоя.
В соответствии с санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г. отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация.
Допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных 3 - 4 классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико - химический состав. Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 процентов. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
При этом в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" и ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель" для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этомбудет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является захоронением (размещением) отходов.
ООО <данные изъяты> при осуществлении деятельности по рекультивации <данные изъяты> карьера суглинков применяло отходы производства - горелую формовочную землю, которая относится к № классу опасности, и при этом оказывают острое токсичное действие на гидробионтов (микроорганизмов, обитающих в водной среде).
В соответствии с действующим санитарным законодательством захоронение промышленных отходов, в том числе промышленного отхода - земли формовочной отработанной - должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с требованиями к порядку захоронения токсичных промышленных отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила».
На стадии отвода земельного участка под строительство полигона (усовершенствованной свалки) для захоронения промышленных отходов должен быть решен вопрос об организации санитарно-защитной зоны для данного объекта.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) разделу 7.1.12. «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», п. 5 «Усовершенствованные свалки для неутилизированных твердых промышленных отходов» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для усовершенствованной свалки для неутилизированных твердых промышленных отходов составляет <данные изъяты> м.
Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в черте населенного пункта запрещается.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, захоронение промышленных отходов в карьере, расположенном в черте городского поселения, является организацией несанкционированного объекта размещения промотходов, что является нарушением санитарного законодательства.
Довод о том, что судом не дана правовая оценка Техническим условиям 4191-001-75701720-2012, разработанным обществом и согласованным с ФБУ «Чувашский ЦСМ», во внимание не принимается.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющее деятельность по размещению (захоронению) отходов, обязано иметь санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии используемых им территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № ООО <данные изъяты> санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам земельного участка – бывшего карьера для размещения на нем отходов различных классов опасности не выдавалось (л.д. 30).
Таким образом, размещение промышленных отходов ООО <данные изъяты> при рекультивации Ивановского карьера суглинков без указанного заключения является нарушением требований экологических и санитарных норм и требований, и содержит в себе реальную угрозу причинения ущерба (вреда) для окружающей среды.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание ООО <данные изъяты> назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом всех материалов дела и заслуживающих внимание обстоятельств.
Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и собранных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи, с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
При производстве по делу все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом установлены верно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, с которой следует согласиться.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу защитника Логинова Н.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова