Дело №2а-970/2016
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
22 июля 2016 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Гейко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области к Ч.В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу, транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области (далее МРИ ФНС России №12) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ч.В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме <данные изъяты>; по транспортному налогу - в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <данные изъяты>, на общую сумму <данные изъяты>.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на те обстоятельства, что Ч.В.Н. является плательщиком земельного и транспортного налога в соответствии со ст.388, ч.2 ст.357 НК РФ. По данным, представленным в МРИ ФНС России №12 органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию транспортных средств, Ч.В.Н. владел на праве собственности транспортными средствами и земельным участком. Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.ч.2,3 ст.52, ст.ст.362,396 НК РФ, а также положениями нормативных правовых актов, принятых законодательными органами субъектов РФ и (или) муниципальными органами власти исчислил в отношении транспортных средств и земельного участка Ч.В.Н. сумму транспортного и земельного налога, направив в его адрес налоговое уведомление, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанный срок предусмотрен положениями п.1 ст.363 и п.п.1,4 ст.397 НК РФ. В связи с неоплатой в установленный срок указанной в налоговом уведомлении суммы налогов, Инспекцией на сумму недоимки исчислена сумма пени. Руководствуясь п.1 ст.45, ст.ст.69, 70 НК РФ налоговый орган выставил в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени от 14.10.2015г. на сумму <данные изъяты> с предложением погасить задолженность. Однако Ч.В.Н. требование не исполнил. Поскольку ответчиком обязанность по уплате налога не исполнена, МРИ ФНС России №12 по Московской области обратилась в Дубненский городской суд с административным исковым заявлением к Ч.В.Н.
Представитель административного истца МРИ ФНС России № 12 по Московской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Ч.В.Н., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
В силу части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку
обязательной.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная обязанность установлена частью 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу.
Для Московской области ставки транспортного налога предусмотрены статьей 1 Закона Московской области от 16.11.2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 г. № 334-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы.
В соответствии с ч.1, 2 ст.65 Земельного кодекса РФ, использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ч.1 ст.389 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.390 и ч.1 ст.393 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С 1 января 2015 г. срок уплаты физическими лицами земельного налога предусмотрен непосредственно в Налоговом кодексе РФ - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ).
В силу ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что Ч.В.Н. является плательщиком транспортного налога и земельного налога.
По данным, представленным в Межрайонную ИФНС России №12 по Московской области органами, осуществляющими кадастровый учет и регистрацию транспортных средств, на имя Ч.В.Н. в период формирования задолженности было зарегистрировано следующее имущество:
- транспортное средство марки 473200, гос. рег. знак №, мощностью двигателя 119 л.с.;
- транспортное средство марки «ВАЗ 21053», гос. рег. знак №, мощностью двигателя - 71 л.с.;
- транспортное средство марки «ГАЗ 3302», гос. рег. знак №, мощностью двигателя - 140 л.с.;
- транспортное средство марки «ФОРД С-МАХ», гос. рег. знак №, мощностью двигателя - 146 л.с.;
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №.
Абзацем 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Вместе с тем согласно абзацу 3 названной правовой нормы налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговой инспекцией ответчику начислен транспортный налог за 2012-2014г.г. в размере <данные изъяты>, земельный налог за 2014 год в размере <данные изъяты>, и направлено налоговое уведомление № от ДАТА, в котором указано, что обязанность по уплате налогов должна быть осуществлена в срок не позднее ДАТА.
Таким образом, налоговое уведомление об уплате налога за 2012-2014г.г. направлено в 2015 году, то есть не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления,
В добровольном порядке ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была, в связи с чем налоговым органом в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога № от ДАТА, в котором сообщалось, что по состоянию на ДАТА задолженность по транспортному налогу составляет <данные изъяты>, пени – <данные изъяты>; задолженность земельному налогу - <данные изъяты> и пени – <данные изъяты>; было предложено уплатить имеющуюся задолженность в срок до ДАТА.
Расчет налогов судом проверен и признается арифметически верным.
Из материалов дела усматривается, что, несмотря на направленные в адрес Ч.В.Н. уведомление и требование, ответчик налоги за 2012-2014г.г. не уплатил. Следовательно, поскольку обязанность по оплате налогов за 2012-2014г.г. ответчиком не была исполнена, то требования налогового органа о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2012-2014г.г. в размере <данные изъяты> и земельному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> законно, обоснованно, а потому подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика пени, суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования по следующим основаниям.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно представленному истцом расчету сумма пени за несвоевременную уплату транспортного налога составляет – <данные изъяты>, за несвоевременную уплату земельного налога– <данные изъяты>.
Проверив расчет пени, суд признает его арифметически верным, размер пени ответчиком не оспаривался, доказательств частичного или полного погашения пени ответчиком не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст.75 НК РФ, полагает возможным взыскать с ответчика пени по неуплаченным налогам в вышеуказанном размере.
Согласно ч.1 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что требованием об уплате налога № от 28.10.2015г. был установлен срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога до ДАТА.
Соответственно шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании налога и пени, исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с ДАТА.
Срок обращения в суд для подачи заявления налоговым органом истекал ДАТА, истец обратился в суд ДАТА, то есть в срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что истец в силу положений ст. 333.36 НК РФ при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая полное удовлетворение исковых требований, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> из расчета согласно пп.2 п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ: (<данные изъяты>-20000)*3%+800.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области к Ч.В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу, транспортному налогу и пени – удовлетворить.
Взыскать с Ч.В.Н., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области задолженность по транспортному налогу за 2012-2014 г.г. в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере <данные изъяты>, по земельному налогу за 2014 г. в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты>, а всего подлежит взысканию <данные изъяты>.
Взыскать с Ч.В.Н. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 05 августа 2016 года.
Судья: