Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 марта 2015 года п.Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Смирных И.Г.
При секретаре Ковалевой Т.П.
С участием прокурора Мещеряковой Е.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в Брединском районном суде гражданское дело по заявлению Семеновой Е.В. о признании незаконными действий должностных лиц Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском, Варненском районах Звездиной С.А. и Мицуковой Н.Г. в части издания распоряжения о проведении проверки в магазине и проведения проверки в магазине,
У С Т А Н О В И Л :
Семенова Е.В. обратилась в Брединский районный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском, Варненском районах Звездиной С.А. и Мицуковой Н.Г. в части издания распоряжения о проведении проверки в магазине и проведения проверки в магазине, обосновав свои требования тем, что она являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляла розничную торговлю продуктами питания в магазине в <адрес>. Днем 28.01.2015 года она обнаружила в своем магазине незнакомую ей женщину, преставившегося ей представителем Роспотребнадзора, которая сославшись на распоряжение № начальника отдела Роспотребнадзора Звездиной С.А. от 27.01.2014 года, пояснила о необходимости проведения внеплановой проверки и отбора проб продуктов, после отказа предоставить ей продукты для отбора проб ей позвонила Мицукова Н.Г. с угрозами создать проблемы.
Заявитель Семенова Е.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявления настаивала, представив сведения о снятии ее с учета в феврале 2015 года в качестве индивидуального предпринимателя.(л.д.12-13)
Должностное лицо начальник Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском, Варненском районах Звездина С.А. доводы заявления не признала, пояснив, что основанием для издания распоряжения № о проведении внеплановой проверки в отношении ИП Семеновой Е.В. являлись Указ Президента РФ от 6 августа 2014 года N 560 "О применении
отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от
07.08.2014года № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от
06.08.2014года № 560», ведомственные акты о проведении внеплановых проверок для реализации Указа Президента Постановления Правительства: Приказ Роспотребнадзора от 19.08.2014 года № 878 «О проведении проверок молока и молочной продукции», Приказ Роспотребнадзора от 19.08.2014 г. № 876 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года № 560».
Федеральным законом от 31.12.2014 года № 532-ФЗ усилен государственный контроль(надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, исключено предварительное индивидуальных предпринимателей о проведении проверок. Проверки решено было провести во всех районах, в организациях, индивидуальных предпринимателей, где они не проводились длительное время. У индивидуального предпринимателя Семеновой Е.В. Роспотребнадзором вообще никогда не проводились проверки, в том числе внеплановые, поскольку она и не регистрировалась как индивидуальный предприниматель в управлении Роспотребнадзора. Семенова Е.В. была заранее уведомлена по телефону о проведении проверки. Кроме того, Центру гигиены и эпидемиологии в Карталинском, Варненском, Брединском районах было выдано тогда же предписание об отборе проб пищевых продуктов в магазине ИП Семеновой по <адрес>. Фактически ни отбор проб специалистом центра гигиены, ни проверка специалистом –экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора Мицуковой Н.Г. проведены не были, поскольку Семенова Е.В. воспрепятствовала проведению проверки, в связи с чем никаких ее прав ни изданием распоряжения № о проведении внеплановой проверки, ни действиями сотрудников, прибывших для ее проведения в магазин Семеновой Е.В., нарушено не было. В обжалуемом распоряжении был неверно указан год и месяц, что является явной опиской, в распоряжение были внесены исправления соответствующим распоряжением от 27.01.2015 года.
Должностное лицо специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском, Варненском районах Мицукова Г.Г. заявленные требования Семеновой Е.В. не признала, пояснив, что руководством отдела было издано 27.01.2015 года распоряжение № о проведении 28-29 января 2015 года внеплановой проверки ИП Семеновой Е.В. в магазине по адресу <адрес>. Она 27.01.2015 года известила об этом Семенову Е.В. по телефону, хотя не требуется извещение, однако проверок у Семеновой Е.В. не было вообще, решено было известить, чтобы та подготовила необходимые для проверки документацию, помещение магазина. Специалисту центра Гигиены и эпидемиологии К. А.Е. было предписано произвести отбор проб продуктов питания. 28.01.2015 года проверка фактически не состоялась, поскольку Семенова Е.В. не произвести проверку, ни отбор проб не позволила.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском, Варненском районах по доверенности Ясючени В.В. заявленные требования не признал, пояснив, что каких-либо прав заявителя Семеновой Е.В. изданием обжалуемого распоряжения № о проведении внеплановой проверки в магазине ИП Семеновой Е.В. и действиями должностных лиц Роспотребнадзора, связанными с ее проведением, нарушено не было. Распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством, на основании Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 02.12.2014 года, от 4.07.2014 года, изданных в соответствии с поручением Президента РФ. Данное распоряжение не требует предварительного уведомления о проведении внеплановых проверок. Никаких действий, нарушающих права заявителя должностными лицами Роспотребнадзора не осуществлялось, в то время как сама заявитель воспрепятствовала проведению проверки, в с вязи с чем просит в удовлетворении заявления Семеновой Е.В. отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, прокурора Мещерякову Е.Л., полагавшую заявление Семеновой Е.В. необоснованным, полагает заявленные Семеновой Е.В. требования о признании незаконными действий должностных лиц в части издания распоряжения № о проведении внеплановой проверки, а также действий, связанных с проведением проверки у ИП Семеновой Е.В. 28 января 2015 года не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу положений ст. 46 Конституции РФ, ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно ст. 255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от
07. 08.2014 года № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от
06.08.2014 года № 560» Федеральной службой Роспотребнадзора были изданы ведомственные акты о проведении внеплановых проверок для реализации Указа Президента и Постановления Правительства, в частности, Приказ Роспотребнадзораот19.08.2014 г. № 878 «О проведении проверок молока и молочной продукции», Приказ Роспотребнадзора от 19.08.2014 г. № 876 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560».
В соответствии с положениями ч.1, п.3 ч.2 ст.10 Федерального Закона от
26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки являются приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 764 "Об
утверждении Административного регламента исполнения Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека государственной функции по проведению проверок деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по
выполнению требований санитарного законодательства, законодательства
Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил
продажи отдельных видов товаров", определен порядок проведения
проверок.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2005 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», приказом №677от09.07.2012 г. утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области» за каждым территориальным отделом закреплены административные территориальные территории, на которых
осуществляется надзор.
Статьей 50 Федерального закона от
30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», предусмотрены полномочия должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в частности беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения,
сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки
соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами,
осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных
организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и
выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий; проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
В судебном заседании установлено, что заявитель Семенова Е.В. являлась индивидуальным предпринимателем, осуществляла торговлю пищевыми продуктами в магазине, расположенном в <адрес> В феврале 2015 года была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя.
27.01.2015 года в отношении ИП Семеновой Е.В. было издано начальником территориального отдела Роспотребнадзора в Карталинском, Варненском, Брединском района Звездиной С.А. распоряжение № о проведении 28-29 января 2015 года внеплановой проверки соблюдения обязательных требований законодательства РФ с целью выполнения приказов Роспотребнадзора о проведении внеплановых проверок о соответствии пищевой продукции, молока, молочной продуктов, пищевой продукции из водных биоресурсов. Проведение проверки поручено было специалисту –эксперту ТО Роспотребнадзора Мицуковой Н.Г., кроме того, специалисту ФБУЗ центра гигиены и эпидемиологии К.. А.Е. произвести отбор проб пищевой продукции (л.д.31-32).
Как следует из текста оспариваемого распоряжения основанием для его вынесения послужили Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от
07. 08.2014 года № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от
06.08.2014 года № 560», ведомственные акты Федеральной службы Роспотребнадзора о проведении внеплановых проверок для реализации Указа Президента и Постановления Правительства, Приказ Роспотребнадзора от
19.08.2014 г. № 878 «О проведении проверок молока и молочной
продукции», Приказ Роспотребнадзора от 19.08.2014 г. № 876 «О мерах по
реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. №
560», что не противоречит п.3 ч.2 ст.10 Федерального Закона от
26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля».
Из жалобы Семеновой Е.В. в прокуратуру района, следует, что Семенова Е.В. была уведомлена сотрудником Роспотребнадзора о предстоящей проверке (л.д.52-53).
Как следует из заявления Семеновой Е.В., поданного в суд, материалов надзорного производства по ее жалобе в прокуратуру Брединского района, показаний должностных лиц Звездиной С.А., Мицуковой Н.Г., письменных доказательств, представленных в суд ТО Роспотребнадзора, следует, что фактически проверка по распоряжению № в магазине Семеновой Е.В. не была проведена, отбор проб произведен не был. (л.д.35-40).
При этом доказательств того, что вынесением распоряжения № о проведении внеплановой проверки и действиями должностных лиц Роспотребнадзора были нарушены какие-либо права заявителя Семеновой Е.В., в суде не установлено.
В части издания оспариваемого распоряжения нарушений действующего законодательства не имеется, ссылка заявителя дату издания распоряжения 2014 год и даты проведения проверки - декабрь 2015 года, не является основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку являются явной опиской, о чем имеется соответствующее распоряжение надзорного органа о внесении изменений, при этом данная описка также прав Семеновой Е.В. никак не нарушает, поскольку о дате проведения проверки она была уведомлена заранее, о чем указала в жалобе в прокуратуру.(л.д.21).
Что касается действий должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку и отбор проб в магазине Семеновой Е.В., оснований полагать, что их действиями были нарушены какие-либо права и свободы Семеновой Е.В., созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, незаконно возложены обязанности или она незаконно привлечена к ответственности, не имеется, поскольку как следует из всех доказательств, исследованных в судебном заседании фактически проверка проведена не была, отбор проб произведен не был. Иного в судебном заседании не установлено. Доводы заявителя об угрозах со стороны должностных лиц Роспотребнадзора ничем, кроме ее утверждений, не подтверждены.
Таким образом, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем Семеновой Е.В.следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Семеновой Е.В. о признании незаконными действий должностных лиц Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Карталинском, Брединском, Варненском районах Звездиной С.А. и Мицуковой Н.Г. в части издания распоряжения о проведении проверки в магазине и проведения проверки в магазине отказать.
Решение может быть обжаловано через Брединский районный суд в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Смирных И.Г.