Решение по делу № 33-4427/2014 от 24.03.2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 01 апреля 2014 года дело № 33-4427/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Козловой Н.В.

судей Киньягуловой Т.М., Анфиловой Т.Л.

при секретаре Гарееве Л.М.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Галимовой Д.Л. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2013 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Галимовой Д.Л. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, о признании отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ от дата. в предоставлении земельных участков №... с кадастровым №№..., площадью 358 кв.м., №... с кадастровым №№..., площадью 358 кв.м., №... с кадастровым №№..., площадью 360 кв.м., которые расположены в границах садоводческого некоммерческого товарищества «Труд» в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан незаконным, признании за ней права собственности на земельные участки №... с кадастровым №№..., площадью 358 кв. м., №... с кадастровым №№..., площадью 358 кв.м., №... с кадастровым №№..., площадью 360 кв. м., которые расположены в границах садоводческого некоммерческого товарищества «Труд» в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан, отказать.

Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Галимова Д.Л. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок (садовый) участок.

В обоснование иска указано, что Галимова Д.Л. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Труд», расположенном в Кировском районе г. Уфы и пользуется земельными участками №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м, №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м, №... с кадастровым номером №..., площадью 360 кв.м, которые расположены в границах данного СНТ «...». Данное товарищество было образовано в 1974 году.

Летом 2012г. истица Галимова Д.Л. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м., земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м, земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 360 кв.м., расположенных в СНТ «...».

Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа № №... от дата. Галимовой Д.Л. было отказано в предоставлении земельных участков, на том основании, что они находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим её права.

Галимова Д.Л. считает, что земельные участки в СНТ «Труд» не относятся к числу зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Иных ограничений также не установлено. Все ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Информаций, свидетельствующих о наличии зарегистрированных ограничений прав на указанные участки, не имеется.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, право собственности на спорные земельные участки возникают, как у садовода в силу п. 4 ст. 28 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66, это является специальной нормой по отношению к общим. Согласно данному закону разрешается предоставлять в собственность граждан и юридических лиц земельные участки, ограниченные в обороте.

Просила признать отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата в предоставлении земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м., земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м., земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 360 кв.м., которые расположены в границах СНТ «...» в Кировском районе г. Уфы РБ незаконным, признать за ней право собственности на указанные земельные участки, которые расположены в границах СНТ «Труд» в Кировском районе г. Уфы РБ.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Галимовой Д.Л. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Галимовой Д.Л., выслушав Галимову Д.Л., представителей Галимовой Д.Л. – Фирстова А.Б., Андреева К.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям, ограниченным в обороте.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Как следует из материалов дела, Галимова Д.Л. является членом садового некоммерческого товарищества «...» (далее СНТ «...»), расположенного в Кировском районе г. Уфы и пользуется земельным участком №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв. м, земельным участком №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв. м, земельным участком №... с кадастровым номером №..., площадью 360 кв. м., которые расположены в границах данного СЫТ «...», что подтверждается членскими книжками садовода №... (л.д. 50-54).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата №... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер №..., площадью составляет 358 кв.м., разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок полностью входит в Зону «РБ, г.Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер №..., №..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ» от дата №...» (л.д. 22).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата №... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер №..., площадь составляет 358 кв.м., разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок полностью входит в Зону «РБ, г.Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер №..., №..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ» от дата №...» (л.д. 28).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата №... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер №..., площадь составляет 360 кв.м., разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок полностью входит в Зону «РБ, г.Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер №..., №..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ» от дата №...» (л.д. 34).

В 2012 году истица Галимова Д.Л. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м., земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м, земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 360 кв.м., расположенных в СНТ «...».

Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ № Г-7101 от дата. истице Галимовой Д.Л. отказано в предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: адрес, так как испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов реки Уфы (л.д. 18).

По утверждению истицы Галимовой Д.Л. спорные земельные участки в СНТ «...» №№... не относятся к числу зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Иных ограничений также не установлено. Все ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Информаций, свидетельствующих о наличии зарегистрированных ограничений прав на указанные земельные участки, не имеется.

Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Галимовой Д.Л. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата в предоставлении земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м., земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 358 кв.м., земельного участка №... с кадастровым номером №..., площадью 360 кв.м., которые расположены в границах СНТ «...» незаконным, признании за ней права собственности на указанные земельные участки, поскольку испрашиваемые Галимовой Д.Л. в собственность земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте, так как они расположены в границах зоны второго пояса санитарной охраны источников водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Факт расположения испрашиваемых земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов подтверждается письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа РБ № Г-7101 от дата года, кадастровыми паспортами земельных участков, а также представленным на обозрение суда Проектом санитарно-топографического обследования зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы, разработанного институтом «Коммунводоканалпроект», содержащим описание границ второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы. Данный документ исследовался судом первой инстанции в подлиннике, что позволило квалифицировать его как допустимое, относимое доказательство по делу.

Согласно ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с положениями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года №10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).

Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 для организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов,

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.

Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Правил).

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях утверждается, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.

Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.

Законодательством не предусмотрена обязанность закрепления границ зон санитарной охраны на местности.

Кроме того, в соответствии с Положением о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 18.12.1982 года №2640-82 институтом «Коммунводоканалпроект» разработан Проект «Санитарно-топографического обследования зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы», в соответствии с которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы РБ.

Данный Проект зон санитарной охраны, а также план мероприятий, предназначенный для надежного обеспечения требуемого качества воды источника водоснабжения, были согласованы с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно п. 7.1.3 вышеназванного Положения Проект утвержден правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан - Распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года №801-р, которое в настоящее время не отменено и применяется в части не противоречащей более поздним актам, регулирующим однородные отношения.

Таким образом, истицей Галимовой Д.Л. не представлены доказательства того, что границы зон санитарной охраны, установленные Распоряжением Кабинета Министров РБ за №801-р от дата, в настоящее время отменены, в связи с чем доводы истца о том, что земельные участки, в отношении которых заявлены требования, находятся на значительном расстоянии от береговой зоны р. Уфы, не свидетельствуют о том, что спорные земельные участки не расположены в границах зоны второго пояса санитарной охраны источников водных объектов г. Уфы, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, истица Галимова Д.Л. в подтверждение доводов о том, что она является пользователем земельных участков в СНТ «...» №№... предоставила в материалы дела членские книжки (л.д. 50-54) №№..., в которых отсутствуют печать СНТ «Труд», подписи председателя Правления СНТ «...».

Ксерокопия членской книжки садовода №... представлена в 2-х вариантах, где в 1-ом варианте отсутствуют фамилия имя отчество заявителя, сведения о принятии в члены СНТ «...», во 2-ом варианте указано, что принята в СНТ «...» протоколом собрания от дата года, но стоит подпись председателя правления Насыровой А.С., которая вступила в должность председателя правления СНТ «...» согласно приказу №... от дата с дата (л.д. 48).

Таким образом, достоверных, допустимых доказательств о предоставлении земельных участков в установленном законом порядке в данном СНТ «...» суду не представлены.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Галимовой Д.Л.

Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 21.06.2013 года.

Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галимовой Д.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий Козлова Н.В.

Судьи Киньягулова Т.М.

Анфилова Т.Л.

33-4427/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Галимова Д.Л.
Ответчики
Администрация ГО г. Уфа РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Киньягулова Танзиля Минибаевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
01.04.2014Судебное заседание
22.04.2014Дело сдано в канцелярию
22.04.2014Передано в экспедицию
01.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее