Судья Шмидт Е.А. Дело № 21-431/2016
РЕШЕНИЕ
28 июня 2016 года г. Барнаул, пр-т Ленина, 25
Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лебяжье-Лес» на решение судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от 04 мая 2016 года по делу по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Лебяжье-Лес» на постановление начальника – лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края К.Д.Н. от ДД.ММ.ГГ ***, которым
общество с ограниченной ответственностью «Лебяжье-Лес», <данные изъяты>
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному начальником – лесничим отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края К.Д.Н., ДД.ММ.ГГ при проведении обследования лесных участков, расположенных в деляне № 1 выдела № 19 квартала № 77, в деляне № 1 выдела № 8 квартала № 78, в делянах №№ 2, 3 выдела № 10 квартала № 78, в деляне № 1 выдела № 20 квартала № 81, в деляне № 1 выдела № 13 квартала № 90, в деляне № 1 выдела № 3 квартала № 95 Новосоветского участкового лесничества и в деляне № 1 выдела № 2 квартала № 10, в деляне № 1 выдела № 1 квартала № 11 Курортного участкового лесничества Лебяжинского лесничества управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, арендатором которых является общество с ограниченной ответственностью «Лебяжье-Лес» (далее - ООО «Лебяжье–Лес», Общество), на местах рубок, работы по заготовке древесины в которых проводятся или проводились (деляна № 1 выдела № 20 квартала № 81, деляна № 1 выдела № 3 квартала № 95 Новосоветского участкового лесничества – работы по заготовке древесины завершены в мае 2015 года) в 2015 году, выявлены совершенные Обществом нарушения требований пп. «к» п. 13, п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 года № 337, пп. «б» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, п. 16, пп. «б» п. 17, п. 19, п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, п.п. 3.4.3, 3.4.14, 3.4.15, 3.4.34, 3.4.38 договора аренды лесного участка, выразившиеся в том, что:
- в деляне № 1 выдела № 19 квартала № 77, в деляне № 3 выдела № 10 квартала № 78, в деляне № 1 выдела № 20 квартала № 81, в деляне № 1 выдела № 13 квартала № 90, в деляне № 1 выдела № 3 квартала № 95 Новосоветского участкового лесничества и в деляне № 1 выдела № 2 квартала № 10, в деляне № 1 выдела № 1 квартала № 11 Курортного участкового лесничества Лебяжинского лесничества управления лесами Главного Управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, расположенного на территории Егорьевского района Алтайского края, при проведении очистки мест рубок (на момент обследования 17 июня 2015 года работы по заготовке древесины не проводятся) ООО «Лебяжье–Лес» произвело укладку порубочных остатков в кучи (валы) для сжигания на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений;
- в деляне *** выдела *** квартала № 78, в делянах №№ 2, 3 выдела № 10 квартала № 78, в деляне № 1 выдела № 20 квартала № 81 Новосоветского участкового лесничества и в деляне № 1 выдела № 1 квартала № 11 Курортного участкового лесничества Лебяжинского лесничества Общество при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков;
- при проведении работ по заготовке древесины в 2015 году на местах рубок, а именно в деляне № 1 выдела № 19 квартала № 77, в деляне № 1 выдела № 20 квартала № 81 (работы по заготовке древесины завершены в мае 2015 года), в деляне № 1 выдела № 13 квартала № 90, в деляне № 1 выдела № 3 квартала № 95 (работы по заготовке древесины завершены в мае 2015 года) Новосоветского участкового лесничества и в деляне № 1 выдела № 2 квартала № 10 Курортного участкового лесничества Лебяжинского лесничества ООО «Лебяжье-Лес» оставило заготовленную древесину на период пожароопасного сезона 2015 года (в период времени с 17 апреля 2015 года по 17 июня 2015 года), которая не собрана в штабели и не окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок в деляне № 1 выдела № 19 квартала № 77, в деляне № 1 выдела № 2 квартала № 10 Новосоветского и Курортного участковых лесничеств Лебяжинского лесничества соответственно, расположенные согласно таксационным описаниям названных лесничеств в хвойных равнинных лесах на сухих почвах, с оставленной на период пожароопасного сезона 2015 года (в период времени с 17 апреля 2015 года по 17 июня 2015 года) заготовленной древесиной не окаймлены минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Кроме того, 19 июня 2015 года Общество в нарушение пп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, п.п. 3.4.3, 3.4.14, 3.4.15 договора аренды лесного участка в деляне № 1 выдела № 8 квартала № 78, в деляне № 2 выдела № 10 квартала № 78 Новосоветского участкового лесничества Лебяжинского лесничества управления лесами Главного Управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, расположенных на территории Егорьевского района Алтайского края, при проведении очистки мест рубок произвело укладку порубочных остатков в кучи (валы) шириной более 3 метров для сжигания на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Таким образом, ООО «Лебяжье-Лес» совершены административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым ООО «Лебяжье-Лес» обратилось в суд с жалобой, просило постановление отменить, ссылаясь на то, что акты обследования от 17 июня 2015 года и от 19 июня 2015 года составлены должностными лицами в одностороннем порядке без участия Общества и незаинтересованных лиц, без соблюдения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», составление таких актов не предусмотрено нормативными актами, в связи с чем указанные акты являются недопустимыми доказательствами по делу. Должностным лицом, рассмотревшим дело, необоснованно отказано в совместном осмотре лесосек в порядке, предусмотренном ст. 27.8 КоАП РФ. Обществу необоснованно вменено нарушение пп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, предусматривающего при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществление укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, поскольку данное требование выполнимо лишь при осуществлении сплошных рубок, а не выборочных как в данном случае. Специалистами при осмотре делян проводились измерения, однако акты обследования, протокол об административном правонарушении и постановление не содержат сведений, позволяющих идентифицировать измерительный прибор (рулетку), которым осуществлялось измерение расстояния до прилегающих лесных насаждений, отсутствуют сведения о сертификации специального технического средства, а также сведения о прохождении метрологической поверки.
Решением судьи Егорьевского районного суда от 01 декабря 2015 года постановление оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 02 марта 2016 года решение судьи районного суда отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением судьи Егорьевского районного суда от 04 мая 2016 года постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ООО «Лебяжье-Лес» просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки при рассмотрении дела.
В судебное заседание законный представитель и (или) защитник ООО «Лебяжье-Лес» не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем жалоба может быть рассмотрена в их отсутствие согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии с ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пункт 3 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 337 предусматривает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Наряду с положениями настоящих Правил, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины (п. 4).
Подпунктом «к» пункта 13 Правил заготовки древесины установлено, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки. Аналогичное положение содержится также в п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414.
В силу п. 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Аналогичное положение содержится в п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.
В соответствии с подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах).
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров (п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах).
На основании постановления администрации Алтайского края от 15 апреля 2015 года № 140 «Об установлении начала пожароопасного сезона 2015 года» началом пожароопасного сезона 2015 года на территории Алтайского края было определено 17 апреля 2015 года.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей правильно установлено, что ООО «Лебяжье-Лес» осуществляет использование лесов на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от 22 декабря 2008 года № П-16/1. Указанный договор в п. 3.4 содержит перечень обязанностей арендатора, в число которых входят, в частности, обязанность: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором (п. 3.4.3), осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов (п. 3.4.14), соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством (п. 3.4.15); при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины (п. 3.4.34); одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, не допускать захламления при рубке леса и расчистке лесных участков для прокладки трасс дорог, устройства лесных складов, строительства сооружений и для иных целей, а также оставления срубленных зависших деревьев и завалов (п. 3.4.38); соблюдать правила складирования заготовленной древесины (п. 3.4.39). Пункт 5.1 договора предусматривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
В вину ООО «Лебяжье-Лес» вменяется нарушение вышеприведенных норм, выразившееся в том, что: на ряде лесных участков, на которых ООО «Лебяжье-Лес» производило работы по заготовке древесины, при проведении очистки мест рубок укладка порубочных остатков произведена в кучи (валы) для сжигания на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений; одновременно с заготовкой древесины не произведена очистка места рубки от порубочных остатков; на ряде участков заготовленная древесина оставлена на период пожароопасного сезона 2015 года, при этом не собрана в штабели и не окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; при проведении очистки мест рубок произведена укладка порубочных остатков в кучи (валы) шириной более 3 метров для сжигания на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Вина ООО «Лебяжье-Лес» в совершении вменяемых правонарушений подтверждается материалами дела: актами обследования лесных участков *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ, протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ; технологическими картами разработки лесосеки; договором аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства *** от ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Лебяжье-Лес» правомерно привлечено к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что судьей не дана надлежащая оценка актам обследования лесных участков *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ, составленными должностными лицами в одностороннем порядке, не принимается во внимание, поскольку названные акты составлены должностными лицами в пределах своих полномочий в рамках проверки соблюдения Обществом условий договора аренды.
При этом ссылка Общества на акты обследования лесных участков от ДД.ММ.ГГ несостоятельна, поскольку данные акты отражают состояние лесных участков на дату их осмотра, который проводился через несколько месяцев после выявления административных правонарушений, за совершение которых ООО «Лебяжье-Лес» привлечено к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отсутствие распоряжения, подлежит отклонению. Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки в соответствии с данным законом, а в результате текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Утверждение Общества о невозможности выполнить требования вышеприведенных нормативных актов основано на неправильном толковании закона и договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства.
Ссылка в жалобе на то, что материалы дела не содержат сведений о том, каким измерительным прибором осуществлялось измерение расстояний и ширины куч порубочных остатков, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в актах осмотра лесных участков имеются пункты, в которых перечисляются примененные технические средства. При этом видно, что в качестве измерительного прибора применялась измерительная рулетка, которая по смыслу Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» не относится к специальным техническим средствам, требующим проведения поверки. Данные, полученные с помощью рулетки, зафиксированы в акте осмотра и подтверждены фотографиями, в связи с чем оснований сомневаться в их достоверности не имеется. Более того ширина куч оставленных на лесосеке остатков и расстояние до лесных насаждений с очевидностью превышали установленную нормативно.
С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи районного суда не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 04 ░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░