Дело № 2-26/16 9 февраля 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕНИНСКИЙ районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Бучневой О.И.,
при секретаре Семенове Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьянов А.Д. к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете размера получаемой пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Касьянов А.Д. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете размера получаемой пенсии за выслугу лет исходя из увеличенного на 2% размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 01.01.2015, то есть из 64,12% денежного довольствия, установленного ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, начиная с 01.01.2016 – исходя из 68,78% (л.д. 3-7, 27-28).
Истец в судебное заседание не явился, представитель истца явился, исковые требования с учетом уточнений поддержал (л.д. 30).
Ответчик – представитель Военного комиссариата Ленинградской области в судебное заседание явился, иск не признал (л.д. 31).
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, приходит к следующему:
Касьянов А.Л., обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на то, что является пенсионером МО РФ и состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ленинградской области, пенсия выплачивается на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно ст. 43 указанного Закона были введены нормы - пенсии уволенным военнослужащим с 01.01.2012г. исчисляются из 54% денежного довольствия действующих военнослужащих, с 01 января каждого года денежное довольствие уволенных военнослужащих на 2% приближается к денежному довольствию действующих военнослужащих, до достижения его размера 100%; законодателем, исходя из финансовых возможностей государства, путем принятия ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год пенсии уволенным военнослужащим может быть проиндексированы путем превышения обязательного порога повышения в 2% с 01 января каждого года, новый механизм исчисления повышения размеров пенсии, введенный с 01.01.2012г. реализовался путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.
В связи с этими повышениями, пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы по состоянию на 31.12.2014г. исчислялись из 62,12 % от денежного довольствия действующих военнослужащих, однако ФЗ от 01.12.2014 № 397-ФЗ действие ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 приостановлено с 01.01.2015 до 01.01.2016, одновременно п. 9 ст. 8 ФЗ от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 с 01.01.2015 составляет 62,12% от денежного довольствия действующих военнослужащих, таким образом, законодатель путем принятия указанных ФЗ устранил публично-правовые обязательства повышения пенсий с 01.01.2015 на 2%, установленное ранее правовой нормой ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Институт приостановления действия ФЗ исследовался КС РФ при рассмотрении конкретных дел и нашел свое отражение в ряде принятых решений, в которых он устанавливал, что изменение законодателем ранее принятых норм, должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Также истец считает, что данное приостановление действия норм закона противоречит международному договору, имеющему большую юридическую силу, а именно ст. 1 Соглашения от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств", пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами Союза ССР.
В ходе рассмотрении дел установлено и не оспаривается сторонами, что Касьянов А.Д. является пенсионером МО РФ и состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ленинградской области, пенсия ему выплачивается на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии со ст. 43 которого (в редакции ФЗ от 08.11.2011 N 309-ФЗ), пенсии, назначаемые лицам, военнослужащим, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54% и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2% (ч. 2 ст. 43).
В соответствии с положениями ст. 49 Закона РФ (в редакции ФЗ от 08.11.2011 N 309-ФЗ), определяющей порядок пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий, пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941(ред. от 24.12.2014) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" пенсии военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п.п. 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Подп. "б" п. 9 данного Постановления, в денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении пенсий, включен оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Ст. 2 ФЗ от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 01.01.2016, закреплено, что денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
П. 9 ст. 9 ФЗ РФ от 02.12.2013 г. N 349-ФЗ установлен размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий в соответствии со ст. 43 Закона РФ N 4468-1 с 01.01.2014 - 60,05%, с 01.10.2014 - 62,12% от размера указанного денежного довольствия.
ФЗ от 01.12.2014 N 397-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2015 действие ч. 2 ст. 43 Закона РФ N 4468-1 приостановлено до 01.01.2016.
П. 9 ст. 8 ФЗ РФ от 01.12.2014 N 384-ФЗ установлен размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий в соответствии со ст. 43 Закона РФ N 4468-1 с 01.01.2015 - 62,12% от размера указанного денежного довольствия.
С учетом изложенного, оснований для пересмотра истцу пенсии с 01.01.2015 по 30.09.2015 из расчета 64,12% от размера денежного довольствия, установленного ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в настоящее время не имеется.
В целях компенсации возможных негативных последствий законодатель предусмотрел увеличение с 01.10.2015 размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I, до 66,78% (ч. 10 ст. 8 ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и ч. 2 ст. 1 ФЗ "О приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
Размер выплачиваемой истцу пенсии в спорные периоды, а именно: с 01.01.2015 по 30.09.2015 исчислялся исходя из денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ, из расчета 62,12% от размера указанного денежного довольствия, как это предусмотрено п. 9 ст. 8 ФЗ от 08.11.2011 N 384-ФЗ, а с 01.10.2015 – из расчета 66,78%.
В ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав истца на получение гарантированного государством социального обеспечения, в размере, установленном законом, поскольку расчет размера выплачиваемой истцу пенсии с 01.01.2015 и с 01.01.2016 произведен пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством, оснований для его изменения не имеется.
Также следует учитывать, что определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.04.2015 было приостановлено производство по делу в связи с направлением запроса в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.
Определением Конституционного суда РФ от 08.12.2015 N 2739-О по запросу Ленинского районного суда о проверке конституционности ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 было отказано в принятии к рассмотрению запроса Ленинского районного суда Санкт-Петербурга, поскольку он не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном суде РФ, в соответствии с которым такого рода обращения признаются допустимыми.
Однако в своем Определении от 08.12.2015 N 2739-О Конституционный суд РФ дал правовую оценку действий законодателя о приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1: при приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 федеральным законодателем была обеспечена не только разумная стабильность правового регулирования, не допускающая снижение с 01.01.2015 достигнутой ранее величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, но и закреплен надлежащий механизм, обеспечивающий реализацию пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, в объеме не ниже ранее принятых публично-правовых обязательств (ч. 2 ст. 1 ФЗ от 01.12.2014 N 397-ФЗ), что свидетельствует об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ ФЗ от 01.12.2014 N 397-ФЗ и ч. 9 ст. 8 ФЗ от 01.12.2014 N 384-ФЗ в указанном заявителем аспекте.
Кроме того, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования направлены на увеличение в 2015 году абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении, что согласуется с предусмотренным ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 правилом о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР».
С учетом изложенного суд считает, что оснований к удовлетворению требований истца об обязании ответчика пересмотреть истцу пенсию в период с 01.01.2015 по 30.09.2015 из расчета 64,12 % денежного довольствия, установленного ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, а также обязании пересмотреть пенсию с 01.01.2016 из расчета 68,78 % денежного довольствия, установленного ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Касьянов А.Д. в иске к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете размера получаемой пенсии за выслугу лет с 01.01.2015 по 30.09.2015 из расчета 64,12% денежного довольствия, с 01.01.2016 – из расчета 68,78% денежного довольствия.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бучнева О.И.
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2016 года