Решение по делу № 4А-109/2016 от 05.04.2016

    4А-109/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола     26 апреля 2016 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Ибрагимова Н. М. оглы на вступившее в законную силу постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ибрагимова Н. М. оглы, родившегося <...> гражданина Республики Азербайджан, проживающего по адресу: Республика Марий Эл, <...>, иждивенцев не имеющего, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2015 года, вступившим в законную силу,
Ибрагимов Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда в срок до 14 сентября 2015 года. Межмуниципальному отделу МВД России «Медведевский» поручено осуществить контроль выезда Ибрагимова Н. М. оглы за пределы Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от
2 апреля 2016 года Ибрагимову Н.М. отказано в восстановлении пропущенного срока обжалования постановления судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2015 года.

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл 5 апреля 2016 года, Ибрагимов Н.М. просит изменить состоявшееся по делу судебное постановление, исключив из него указание на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Указывает, что на территории Республики Азербайджан родственников не имеет, супруга умерла, дети и внуки, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживают в Республике Марий Эл, поскольку является инвалидом первой группы за ним необходим уход, осуществлять который в Республике Азербайджан не кому.

Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл 5 апреля 2016 года, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы
Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в
Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года
№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в
Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 3 сентября 2015 года по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Люльпаны, ул. Атланты,
д. 20, был выявлен гражданин Республики Азербайджан Ибрагимов Н.М., въехавший на территорию Российской Федерации 28 января 2015 года, однако уклонившийся от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, который истек 27 апреля 2015 года, нарушив тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), рапортом УУП МО МВД России «Медведевский» (л.д. 4), объяснениями Ибрагимова Н.М. от 3 сентября 2015 года (л.д. 5), копиями паспорта Ибрагимова Н.М. (л.д. 6-10), миграционной карты
(л.д. 11), уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д. 12-13), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи
26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное Ибрагимовым Н.М. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Ибрагимова Н.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного постановления в части назначенного наказания.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 год) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Установлено, что трое сыновей Ибрагимова Н.М.И.Н. 1987 года рождения, И.А., 1979 года рождения, И.Р., 1977 года рождения проживают на территории Российской Федерации (Республика Марий Эл, <адрес>,
<адрес>), И.Н. и И.А. являются гражданами
Российской Федерации, внуки Ибрагимова Н.М.И.Э., 2003 года рождения и И.А., 2010 года рождения также являются гражданами России; супруга Ибрагимова Н.М. И.М. умерла в 1999 году; Ибрагимов Н.М. является инвалидом I группы (диагноз <...>).

В жалобе Ибрагимов Н.М. указывает, что в Республике Азербайджан родственников не имеет, все они проживают на территории
Российской Федерации, в связи с проблемами со здоровьем заявителю требуется лечение и постоянный уход, осуществлять который в Республике Азербайджан не кому.

Указанные обстоятельства заслуживают внимания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от
15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче
Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы
Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права
Ибрагимова Н.М. на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда
Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от
17 января 2013 года № 1-П и др.).

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей Медведевского районного суда Республики Марий Эл не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Ибрагимову Н.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в упомянутых Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2015 года, вынесенное в отношении Ибрагимова Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13,
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу Ибрагимова Н. М. оглы удовлетворить.

постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ибрагимова Н. М. оглы изменить.

Исключить из него указание на назначение Ибрагимову Н. М. оглы административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда в срок до 14 сентября 2015 года, а также указание на поручение Межмуниципальному отделу МВД России «Медведевский» осуществить контроль выезда Ибрагимова Н. М. оглы за пределы Российской Федерации.

В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Марий Эл                      С.В. Бабин

4А-109/2016

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНО (в том числе с отменой последующих решений)
Другие
Ибрагимов Н.М.
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Статьи

18.8

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
26.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее