Дело №2а-2515/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 7 мая 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Юмановой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шемякиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в Йошкар-Олинский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки <данные изъяты> посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. Прокурор просит возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в отношении реки <данные изъяты> обязанность по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, в ходе которой установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в неустановлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки <данные изъяты> посредством размещения специальных информационных знаков.
В судебном заседании представитель административного истца Разумов А.В., действующий на основании доверенности, требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве административный ответчик указал, что против удовлетворения заявленных административным истцом требований не возражает.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.
Изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Частью 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Из частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, и, соответственно, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 17 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ограничения и запреты на использование земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов изложены в частях 15-17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее – Правила).
В силу п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 указанных Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с п. 5 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».
В соответствии с п. 2 названных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия установлены статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятыми в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона о регистрации Правилами представления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532.
В силу части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции на территории Республики Марий Эл осуществлять полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 г. № 51 Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Республики Марий Эл в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области водных биологических ресурсов, в области водных отношений и в области экологической экспертизы, в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.
Ранее указанные функции осуществлял Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, права и обязанности которого по реализации функций, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений перешли к ответчику согласно Указу Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года №262 «О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл».
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий средств нераспределенного резерва.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах:
- значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
- приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Республики Марий Эл расположен водный объект река Васичевка.
Согласно письму Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от <данные изъяты> в 2019 году планируется выполнить работы по закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе реки <данные изъяты>.
Как следует из административного искового заявления, в адрес Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл природоохранной прокуратурой в <данные изъяты> году вносилось представление об устранении указанного нарушения (неустановление границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы) закона, однако мер принято не было.
В письменном отзыве на иск административный ответчик указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны <данные изъяты> среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Васичевка посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в отношении реки <данные изъяты> обязанность по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Е.В. Юманова
в окончательной форме решение принято 13 мая 2019 года