Дело № 2-461/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2016 года г. Советская Гавань
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Кудлай В.С.,
с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Номоконовой Е.С.,
представителя третьего лица – Администрации городского поселения «<адрес>» Шпортеева А.В., действующего на основании доверенности от 08.04.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора, поданного в интересах муниципального образования городское поселение «<адрес>» и неопределенного круга лиц к Администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> об оспаривании права собственности на земельный участок,
установил:
Советско-Гаванский городской прокурор обратился с исковым заявлением в интересах муниципального образования городского поселения «<адрес>» и неопределенного круга лиц к Администрации Советско- Гаванского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении муниципальному образованию «Советско-Гаванский муниципальный район» в безвозмездное срочное пользование земельного участка» с кадастровым номером № признании недействительным зарегистрированного права собственности Советско-Гаванского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером № площадью 966 кв.м., по <адрес>, <адрес> и записи регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Указывает на следующие основания, что в ходе проведения проверки установлено, что в собственность Советско-Гаванского муниципального района оформлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 966 кв.м., по <адрес>, <адрес> <адрес>. Право собственности за администрацией Советско-Гаванского муниципального района зарегистрировано на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В нарушение ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Администрацией оформлено право собственности на земельные участки, на которых не имелось объектов муниципальной собственности района, объектов созданных с участием муниципального образования района, в порядке гражданского законодательства участки не приобретались, и федеральной собственности в собственность муниципального образования не передавались, законом <адрес> в собственность муниципального образования не передавались, в границах участков пруды и обводненные карьеры расположенных на территории двух поселений района не имеется. В пункте 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю предусмотрено представление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Администрацией не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка муниципальным землям по вышеуказанным основаниям. Ссылка на пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ несостоятельна, поскольку противоречит прямому содержанию указанной нормы и иным положениям земельного законодательства, так как из ее содержания не следует, что нахождение земель в границах поселений, которые входят в состав муниципального района, приводит к возникновению у этого муниципального района права собственности на такой земельный участок, собственность на который не разграничена, в собственность другим муниципальным образованием - поселением. Действия Администрации по оформлению в собственность Советско-Гаванского муниципального района земельного участка повлекли необоснованное отчуждение государственной собственности, нарушение прав городского поселения "<адрес>" регламентированное ст.62 Бюджетного кодекса РФ на получение дохода в бюджет городского поселения от передачи в аренду земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.
Определением Советско-Гаванского городского суда от 18.01.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца было привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае (далее – Росимущество), от которого в суд возражений не поступало.
Представители третьих лиц (Росреестр, Росимущество), третье лицо Татарников Д.А., представитель ответчика в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
От представителя третьего лица Администрации городского поселения «<адрес>» Советско-Гаванского муниципального района до начала судебного заседания поступил письменный отзыв, согласно которому исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Номоконова Е.С. поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. При этом уточнила требования, просит признать незаконным с момента принятия Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, признать недействительным зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на земельный участок с кадастровым 27:21:0110036:79 площадью 966 кв.м., по <адрес>, <адрес> <адрес> и запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель третьего лица - Администрации города Шпортеев А.В. с требованиями прокурора полностью согласился.
Судом установлено, что постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальному образованию «Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>» в лице Администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес>, в безвозмездное срочное пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 27:21:0110036:79 площадью 966 кв.м., по <адрес>, уч.56 <адрес>, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Право собственности Советско-Гаванского муниципального района на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №.
Указанный земельный участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду Татарникову Д.А. для строительства жилого дома.
Изучив исковое заявление и представленные документы, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашение.
Согласно ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, какие земельные участки, в целях разграничения государственной собственности на землю, относятся к федеральной собственности, какие к собственности субъектов Российской Федерации, а какие к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
Так, согласно ч.3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером № площадью 966 кв.м., по <адрес>, <адрес>, на момент его предоставления в безвозмездное срочное пользование муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>" не был занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования, или созданных с участием муниципального образования; не был предоставлен муниципальному образованию; не относился к иным предусмотренным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельным участкам или иным землям.
При этом, земельный участок не был признан находящимся в муниципальной собственности федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, в порядке гражданского законодательства участок не приобретался, из федеральной собственности в собственность муниципального образования не передавался, в том числе безвозмездно.
Судом установлено, что при проведении государственной регистрации прав муниципальной собственности Советско-Гаванского муниципального района <адрес> должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не были учтены вышеуказанные нормы законодательства, а также нормы, регулирующие порядок государственной регистрации прав на спорный земельный участок в целях разграничения государственной собственности на землю.
В частности, в нарушение пунктов 2 и 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, принятого в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", администрацией не были предоставлены:
- правоустанавливающие документы на земельный участок (иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления), в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу местного самоуправления;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При отсутствии необходимых правоустанавливающих документов отнесения спорного земельного участка к муниципальным землям по вышеуказанным основаниям, у должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отсутствовали основания для государственной регистрации прав собственности Администрации на спорный земельный участок и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности за муниципальным образованием "Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>".
Таким образом, зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на спорный земельный участок следует признать недействительным.
Согласно ст.60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем:
- признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.1 ст.61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, земельный участок подлежит возвращению в собственность государства, поскольку в силу п.2 ст.214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно ч.1 ст.17 Закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, указанное решение суда является основанием для внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание изложенное, требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Требования Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным и недействительным с момента издания Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>" в безвозмездное срочное пользование земельных участков на территории <адрес>", в части предоставления земельного участка с кадастровым номером №
Признать недействительным зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером № площадью 966 кв.м., по <адрес>, <адрес> (запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
Восстановить положение, существовавшее до нарушения права путем возврата земельного участка с кадастровым номером № в собственность государства.
Решение суда является основанием для внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующей регистрационной записи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы (представления) через суд, принявший решение.
Судья подпись Л.В. Волкова
Копия верна. Судья Л.В. Волкова