Судья - Катаев О.Б..
Дело №33-470/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Змеевой Ю.А., судей Кириенко Е.В., Варовой Л.Н.,
с участием прокурора Синевой A.M.,
при секретаре Бородкиной Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 30 октября 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах Ажгихиной В.С., Романцова Б.В., Романцовой И.В., действующей за себя и несовершеннолетних дочерей Романцову В.Б., Романцову С.Б., к администрации г. Перми удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Перми предоставить Ажгихиной В.С., Романцову Б.В., Романцовой И.В., Романцовой В.Б., Романцовой С.Б. на условиях договора социального найма на семью из 5 человек отдельное благоустроенное жилое помещение состоящее не менее чем из двух комнат в пределах города Перми, отвечающую санитарно-техническим требованиям, общей площадью -не менее 67,36 кв.м.
В удовлетворении остальных исковых требований к администрации Перми и администрации Орджоникидзевского района г. Перми - отказать».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора Синевой A.M., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми в интересах Ажгихиной B.C., Романцова Б.В., Романцовой И.В., действующей за себя и несовершеннолетних дочерей Романцову В.Б. и Романцову СБ., обратился с иском к администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности предоставить на условиях договора социального найма на семью из 5 человек отдельное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из 2-х комнат, в пределах Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 75 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что дом № ** по ул. **** в г. Перми относится к муниципальному жилищному фонду. Ажгихина B.C. является нанимателем квартиры № **, состоящей из двух комнат, общей площадью 36,8 кв.м., в том числе жилой площадью 25,0 кв.м, расположенной в данном доме. Истцы проживают и зарегистрированы в указанной квартире. Дом № ** по ул.**** г. Перми заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания граждан, ремонту и реконструкции не подлежит. Однако мер к расселению жильцов и сносу дома ответчиками не предпринимается. Проживать в указанном жилом помещении опасно для жизни.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Администрация г. Перми с решением суда не согласна в части удовлетворенных исковых требований, в апелляционной жалобе просит решение в данной части отменить, отказав в удовлетворении иска. Указывает, что в силу норм ст.49 ЖК РФ, закона Пермской области от 30.11.2005 г. № 2692-600, признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления, на территории г. Перми -Комитетом социальной защиты населения г. Перми. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истцов в уполномоченный орган с заявлением о признании малоимущими с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. ТУ Минсоцразвития ПК по г. Перми компетентным органом для разрешения данного вопроса не является, поскольку определяет статус малоимущности в целях получения мер социальной поддержки. Не представлено также доказательств обращения истцов в орган местного самоуправления -Управление жилищных отношений администрации г. Перми - с заявлением о признании нуждающимися в жилом помещении и принятии на жилищный учет либо отказе в этом. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось. Администрация полагает, что само по себе то обстоятельство, что истцы проживают в жилом помещении, непригодном для проживания, не может свидетельствовать о малоимущности и нуждаемости истцов в жилом помещении, поскольку не исключает принадлежности истцам иных жилых помещений и наличия достаточных денежных средств для самостоятельного приобретения жилых помещений. Судом не дана оценка имеющейся в материалах дела справке от 10.07.2012 г., что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, справке ТУ Минсоцразвития ПК по г. Перми, а также тому обстоятельству, что требования о признании малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по норме предоставления истцами не заявлялось. Между тем, на данные обстоятельства администрация ссылалась при рассмотрении дела.
Истцами Ажгихиной B.C., Романцовым Б.В., Романцовой И.В., действующей за себя и несовершеннолетних детей, представлены письменные возражения на жалобу, в которых они указывают на законность решения суда и отсутствие оснований для его отмены.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части указания вида жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, и его площади в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 14.05.1970 г. Ажгихиной B.C. исполнительным комитетом Орджоникидзевского совета депутатов трудящихся выдан ордер на две комнаты в квартире № ** дома № ** по ул. **** г. Перми на состав семьи из пяти человек (л.д. 46).
Актом обследования от 22.12.2006 г., составленным межведомственной комиссией, жилые помещения в жилом доме по ул. **** отнесены к категории непригодных для постоянного проживания. Комиссией установлено несоответствие жилого дома № ** по ул.**** в г. Перми санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, физический износ здания 65 %; указано о нецелесообразности проведения поддерживающего ремонта из-за значительного процента износа основных строительных конструкций (л.д. 15).
Заключением межведомственной комиссии от 22.12.2006 г. жилые помещения в доме № ** по ул. **** в г. Перми признаны непригодными для проживания (л.д. 16).
Решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 г. № 205 утверждена Муниципальная адресная программа по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территории г.Перми на 2011-2015 годы. Жилой дом № ** по ул. **** г. Перми включен в реестр многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания.
В квартире по адресу: г. Пермь, ул. **** проживают и зарегистрированы истцы Ажгихина B.C., Романцова И.В., Романцова В.Б., Романцов Б.В., Романцова СБ. (л.д. 18). Финансовый лицевой счет открыт на Ажгихину B.C. (л.д. 17).
По данным технического паспорта на дом № ** по ул. **** г. Перми (ли.А), составленного Орджоникидзевским филиалом ГУП ЦТИ ПК по состоянию на 29.03.2006 г., квартира № ** является двухкомнатной, расположена на первом этаже жилого дома; общая площадь квартиры составляет 36,8 кв.м, жилая - 25,0 кв.м (л.д. 21-27).
Согласно данным Выписки из Единого реестра муниципального имущества г. Перми № 19-29-3672 от 30.07.2012 г. квартира № ** по ул. **** в г. Перми включена в реестр в муниципальной собственности (л.д. 75) на основании постановления администрации г. Перми № 764 от 20.04.1995 г..
Согласно справке Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № 14-1134 от 25.10.2012 г. (л.д.116) Романцова И.В. и члены ее семьи Романцов Б.В., Романцова А.Б., Романцова В.Б., Романцова С Б. являются малоимущими.
В соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Удовлетворяя исковые требования о предоставлении истцам жилого помещения, суд исходил из того, что спорная квартира принадлежит истцам на условиях социального найма, непригодна для проживания, поэтому в силу норм ст.89 ЖК РФ администрация г. Перми обязана обеспечить их иным благоустроенным жилым помещением.
Определяя площадь подлежащего предоставлению истцам жилого помещения, суд исходил из того, что семья Романцовых является малоимущей, обеспечена жилой площадью менее нормы предоставления, в связи с чем членам данной семьи жилое помещение должно быть предоставлено по норме предоставления, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, не менее 15 кв.м общей площади на одного члена семьи. При этом принадлежность семьи Романцовых к категории малоимущей определена судом на основании справки ТУ Минсоцразвития ПК по г.Перми № 14-1134 от 25.10.2012 г..
Вывод суда о необходимости предоставления истцам жилого помещения взамен занимаемой квартиры, признанной непригодной для проживания, является правильным, основанным на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих данные правоотношения (ст.89 ЖК РФ).
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с судом в части определенной им общей площади жилого помещения в размере 67, 36 кв.м, подлежащего предоставлению истцам, и считает, что данный вывод судом сделан без учета фактических обстоятельств дела и положений следующих правовых норм.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определено (ст.1), что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право:
малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде;
иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.
Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлено, что малоимущими являются граждане, проживающие на территории Пермского края, признанные малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. При этом в ст.1 данного закона определено, что органом, уполномоченным для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, является орган местного самоуправления.
Из положений указанных выше правовых норм следует, что вопросы признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, постановка на такой учет (ст.52 ЖК РФ) относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 221 (п.3.1.3) организация работы по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, возложена на Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми.
В связи с этим вывод об отнесении граждан к категории малоимущих может быть сделан только на основании решения уполномоченного органа, которым на территории г.Перми является Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми. В материалы дела каких-либо решений уполномоченного органа о признании истцов (их семей) малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, не представлено. Согласно сведениям УЖО администрации г.Перми от 10.07.2012 г. (л.д.58), истцы на учете в качестве нуждающихся не состоят. В связи с этим оснований считать Романцовых малоимущими, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по нормам предоставления, у суда не имелось.
Для разрешения вопроса о признании истцов малоимущими в целях нуждаемости в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма по нормам предоставления судом не подлежала принятию справка № 14-1134 от 25.10.2012 г. (л.д.116) о том, что семья Романцовых из 5 человек является малоимущей, поскольку она выданы иным органом -органом субъекта РФ (Постановление Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п «Об утверждении Положения о Министерстве социального развития Пермского края» (п. 1.1)), в иных целях - с целью предоставления мер социальной поддержки в соответствии с положениями ст. 15, 18.7, 18.8 закона Пермской области «Об охране семьи, отцовства и детства».
В соответствии с ч.1 ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцами в материалы не представлено доказательств нуждаемости в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма по норме предоставления. В связи с этим решение суда в части определенной общей площади подлежащего предоставлению жилого помещения подлежит изменению. Коллегия в соответствии с положениями п.1 ст.89 ЖК РФ считает необходимым указать общую площадь предоставляемого жилого помещения в размере не менее ранее занимаемого - не менее 36, 8 кв.м.
Из положений норм ст.89 ЖК РФ следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат и видом жилого помещения (ст. 16 ЖК РФ). Поскольку истцы в настоящее время занимают жилое помещение в виде квартиры, состоящей из двух комнат, им подлежит предоставлению аналогичное жилое помещение. В связи с указанным коллегия считает необходимым дополнить решение суда указанием вида предоставляемого жилого помещения.
Руководствуясь ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.10.2012 года изменить в части указания вида предоставляемого жилого помещения и его площади, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
«Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в интересах Ажгихиной В.С., Романцова Б.В.. Романцовой И.В., действующей за себя и несовершеннолетних дочерей Романцову В.Б., Романцову С.Б. к администрации г. Перми удовлетворить в части.
Обязать администрацию г.Перми предоставить Ажгихиной В.С., Романцову Б.В., Романцовой И.В., Романцовой В.Б., Романцовой С.Б. на условиях договора социального найма на семью из 5 человек отдельное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, в пределах города Перми, отвечающую санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 36, 8 кв.м.
В удовлетворении остальных исковых требований к администрации Перми и администрации Орджоникидзевского района г. Перми - отказать».
Председательствующий:
Судьи: