Дело № 2-90/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
16 января 2017 года
гражданское дело по иску Коваленко Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коваленко Е.В. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии. Свои требования мотивировал тем, что 07.09.2016г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 15.11.2016 г. в назначении пенсии было отказано ввиду недостаточности специального стажа. Ответчиком не включен в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. (2 года 1 месяц 15 дней). После окончания службы в Вооруженных Силах СССР с 11.07.1988г. по 31.10.1988г. работал в <...>» учеником подземного горнорабочего и данный период работы засчитан ответчиком в стаж, как работа по Списку №1. В период прохождения службы действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий абзацем 2 пункта «л» части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Считает, поскольку период его службы в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначение досрочной трудовой пенсии, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19, ч.1 ст.55 Конституции РФ.
Работа, которая следовала за периодом службы в Вооруженных Силах СССР, дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №1.
Считает, что период службы в Советской Армии – 2 года 01 месяц 15 дней необходимо включить в специальный стаж – как работа по Списку №1 и согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 исчислять как каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком №1 засчитывается за 9 месяцев. Считает, что его специальный стаж на дату обращения составляет 26 лет 23 дня, и он имеет право на назначение досрочной пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Просил признать решение ответчика от 15.11.2016г. №769719/16 об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период службы в Вооруженных Силах СССР с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. (2 года 1 месяц 15 дней) как период по Списку №1 и исчислять как каждый полный год работы за 9 месяцев, назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, с 07.09.2016г.
В судебном заседании истец Коваленко Е.В. уточненные исковые требования, доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснения своего представителя поддержал.
Представитель истца Карабатова В.В., допущенная к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просила включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии период службы в Вооруженных силах СССР с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. - 2 года 01 месяц 15 дней в календарном исчислении, удовлетворить исковые требования в остальной части, назначить истцу пенсию с даты обращения 07.09.2016 года, поскольку на тот период времени специального стажа было достаточно. Суду пояснила, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ №400 от 28.12.2013 года, в чем ему было отказано по причине недостаточности специального стажа, в стаж не включен спорный период. Считает, что это необоснованно, поскольку в период службы действовало Постановление Правительства №590, которое предусматривало, что если до службы в армии и после они работали на подземных работах, то период службы в армии включается в специальный стаж. Истец после окончания службы работал в Анжеро-Судженском шахтостроительном управлении п/о «Северокузбассуголь» учеником подземного горнорабочего и данный период работы был засчитан ответчиком в стаж как работа по Списку № 1. На дату обращения стаж составит более 25 лет.
Представитель ответчика Расторгуева К.В., действующая на основании доверенности №11 от 01.07.2016г., исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в протоколе заседания Комиссии УПФР от 15.11.2016 года. Спорный период не включается в специальный стаж, так как не предусмотрено законом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу пп. 11п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (60 лет мужчинам), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются) в 2015 году в размере не менее 4,62, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет».
В силу пп. «а» п.3 вышеуказанного Постановления Правительства установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В силу пункта 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - за 9 месяцев.
Согласно Списка №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 в раздел 1 подраздел 1 подземные работы предусмотрено – все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, на шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений.
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. №481, предусмотрена профессия «горнорабочие подземные».
Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженске и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) №769719/16 от 15.11.2016 года Коваленко Е.В. в досрочном назначении пенсии по старости по вышеуказанному основанию отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 6).
Согласно протоколу заседания Комиссии ГУ Управления ПФР в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 206 от 15.11.2016г. следует, что комиссией принято решение рекомендовать органу УПФР вынести решение об отсутствии правовых оснований на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа.
При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включен период с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. (2 года 1 месяц 15 дней), так как оснований для назначения пенсии льготного характера по основаниям аналогичным пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 не было предусмотрено.
В специальный стаж включены периоды: в неведущих профессиях - 01 год 03 месяца 10 дней; в ведущих профессиях – 18 лет 13 дней, с учетом льготного исчисления как 1 год работы за 1 год 3 месяца – 22 года 06 месяцев 13 дней, а также периоды по Списку №1 – 01 год 04 месяца 15 дней, с учетом исчисления как каждый год подземной работы, предусмотренной Списком №1 за 9 месяцев – 9 месяцев (в том числе и период с 11.07.1988г. по 31.10.1988г. после окончания службы в Советской армии), всего 24 года 6 месяцев 23 дня при требуемом - 25 лет (л.д. 7-11).
Согласно сведениям трудовой книжки, истец 02.09.1985г. был принят <...>» газоэлектросварщиком, уволен 11.04.1986г. в связи с призывом на военную службу; в период с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. проходил службу Советской Армии; 11.07.1988г. принят в Анжеро-Судженское шахтоуправление <...>» учеников подземного горнорабочего, 02.11.1988г. присвоена специальность подземного горнорабочего (л.д. 12-21).
Согласно данным военного билета, выданного Анжеро-Судженским городским военным комиссариатом Кемеровской области 17.04.1986 года на имя Коваленко Е.В., истец в период с 17.04.1986 года по 10.06.1988 года проходил военную службу в рядах Советской Армии (л.д. 22-28).
Разрешая исковые требования, суд приходит к следующему.
Истец считает, что период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. подлежит включению в специальный стаж, указав, что после прохождения им службы в армии с 11.07.1988г. он был принят учеником подземного горнорабочего, период работы в качестве ученика подземного горнорабочего с 11.07.1988г. по 31.10.1988г. включен ответчиком по Списку №.
Как установлено судом в период с 17.04.1986 года по 10.06.1988 года проходил военную службу в рядах Советской Армии, что следует также из трудовой книжки, военного билета и не оспаривалось ответчиком.
То есть истец после прохождения службы в армии работал на подземных работах с особым характером (условиями) труда по специальности, дающей право на пенсионное обеспечение по Списку №1.
Как следует из протокола заседания комиссии, ответчику истцом предоставлялся военный билет и трудовая книжка для оценки данного периода, однако, указанный период не принят ответчиком в специальный стаж, поскольку, как следует из протокола заседания комиссии, так как данное включение нормами Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 и Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 предусмотрено не было.
Однако, с данной позицией суд не согласен и считает, в указанной части решение ответчика противоречит действующему законодательству.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. №8-П и Определение от 05 ноября 2002г. №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, в период прохождения истцом военной службы действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, к работе по Списку №1 и №2 приравнивался период службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий но старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работникам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 1 января 1992 года.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный период военной службы в рядах Советской Армии относится к периоду деятельности истца до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, поэтому данные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-п и от 24.05.2001 г. № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. №320-О, и приведет к неправомерному ограничению прав гражданина на социальное обеспечение, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
При указанных обстоятельствах, суд обязывает ответчика включить в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по основанию пп. 11п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период военной службы истца в рядах Советской Армии с 17.04.1986г. по 01.06.1988г. в календарном исчислении, так как действующее в оспариваемый период «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590, предусматривало включение периода службы в рядах Советской Армии в льготный стаж для назначения пенсии на льготных условиях наравне с работой, которая следовала за окончанием периода службы, в календарном порядке.
Исходя из вышеизложенного, специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял: 2 года 1 месяц 15 дней (период службы в армии) + 24 года 6 месяцев 23 дня (учтенный ответчиком) = 26 лет 8 месяцев 8 дней, то есть имелся необходимый специальный стаж в объеме более 25 лет, предусмотренный подпунктом 11части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Учитывая, что предусмотренные законом требования соблюдены, а стаж работы превышает установленные законом сроки, суд приходит к выводу, что Коваленко Е.В. имеет право на назначение страховой пенсии по вышеуказанному основанию, а ответчик обязан назначить ее с момента обращения за ее назначением, то есть с 07.09.2016 года.
При указанных обстоятельствах, решение ответчика №769719/16 от 15.11.2016 года в части отказа во включения в специальный стаж спорного периода, суд считает незаконным.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования Коваленко Е.В. в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коваленко Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) №769719/16 от 15.11.2016 года об отказе в назначении Коваленко Е.В. пенсии на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» незаконным в части отказа во включения в специальный стаж периода прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное), находящееся по адресу в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области по пер. Электрический, 12, зарегистрированного в качестве юридического лица 01.07.2016 года за ОГРН 1164205068488, ИНН 4246020766:
- включить Коваленко Е.В., родившемуся <дата> в городе <адрес>, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта11 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 17 апреля 1986 года по 01 июня 1988 года,
- назначить Коваленко Е.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней, то есть с 07 сентября 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонному), находящегося по адресу в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области по пер. Электрический, 12, зарегистрированного в качестве юридического лица 01.07.2016 года за ОГРН 1164205068488, ИНН 4246020766, в пользу Коваленко Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 20.01.2017 года.