Решение по делу № 3а-561/2018 ~ М-394/2018 от 26.07.2018

дело № 3а-561/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань                                       20 ноября 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Ю.А. Старшой,

при секретаре судебного заседания К.А. Дьяконове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рины Алексеевны Баскаковой к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Р.А. Баскакова является собственником объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером ...., площадью 126,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 29 ноября 2013 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером ...., площадью 317,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 29 ноября 2013 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером .... площадью 347,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 12 декабря 2013 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером .... площадью 162,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 12 декабря 2013 года.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... определена по состоянию на 1 января 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» и составляет соответственно 5 300 720 рублей 03 копейки, 13 299 912 рублей 36 копеек, 14 534 097 рублей 37 копеек, 7 421 732 рубля 96 копеек.

Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере 2 760 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере 9 730 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером .... размере 8 960 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером .... в размере 2 620 000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.

В судебном заседании представитель административного истца Л.С. Зиганшина, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от 18 мая 2018 года полномочиями, административные исковые требования уточнила, просила определить кадастровую стоимость названных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости согласно результатам судебной экспертизы.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан М.Т. Сабирзанов административный иск не признал.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

Решением Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 22 октября 2015 года № 2/11 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 15 декабря 2017 года № 21/8, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.

Объект недвижимости с кадастровым номером .... расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Московский, дом 183А, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 2847-р от 25 ноября 2015 года, поэтому помещения, находящиеся в этом здании, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты № 305-2018, № 306-2018, № 307-2018, № 308-2018 от 6 июня 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Отлично» по инициативе Р.А. Баскаковой, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ...., .... по состоянию на 1 января 2014 года составила соответственно 2 760 000 рублей, 9 730 000 рублей, 8 960 000 рублей, 2 620 000 рублей.

На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно заключению № 2358/07-4 от 29 октября 2018 года эксперта федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации С.И. Сибгатуллиной отчеты № 305-2018, № 306-2018, № 307-2018, № 308-2018 от 6 июня 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Отлично» по инициативе Р.А. Баскаковой, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2014 года составила соответственно 2 760 000 рублей, 9 730 000 рублей, 8 960 000 рублей, 2 620 000 рублей, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных нежилых помещений определена в них неправильно.

Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 3 552 000 рублей (с учетом НДС), 3 010 169 рублей (без учета НДС); рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 9 336 000 рублей (с учетом НДС), 7 911 864 рубля (без учета НДС); рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером .... которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 9 496 000 рублей (с учетом НДС), 8 047 458 рублей (без учета НДС); рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 3 551 934 рубля (с учетом НДС), 3 010 114 рублей (без учета НДС).

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Представитель административного истца согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащих Р.А. Баскаковой на праве собственности нежилых помещений.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с выводами эксперта не согласился.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, административным ответчиком не представлено.

По мнению суда, заключение № 2358/07-4 от 29 октября 2018 года эксперта федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации С.И. Сибгатуллиной соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.

Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования объектов оценки, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными. Судом не усматривается нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при изложении заключения по его форме и содержанию.

При оценке заключения № 2358/07-4 от 29 октября 2018 года эксперта федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации С.И. Сибгатуллиной в совокупности с другими доказательствами по делу у суда не возникло сомнения в его правильности или обоснованности.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной заключением № 2358/07-4 от 29 октября 2018 года эксперта федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации С.И. Сибгатуллиной.

Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что Р.А. Баскакова обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений 25 июля 2018 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Рины Алексеевны Баскаковой об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером ...., площадью 126,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> в размере 3 010 169 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером .... площадью 317,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> в размере 7 911 864 рубля по состоянию на 1 января 2014 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером .... площадью 347,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> в размере 8 047 458 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;

- нежилого помещения с кадастровым номером ...., площадью 162,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> в размере 3 010 114 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 июля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья                                                                                        Ю.А. Старшая

Справка: решение принято судом в окончательной форме 25 ноября 2018 года.

Судья                                                                                        Ю.А. Старшая

3а-561/2018 ~ М-394/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Баскакова Р.А.
Ответчики
МЗиО РТ
Управление Росреестра
ФГБУ ФКП Росреестр
Другие
ИКМО г. Наб. Челны
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Старшая Ю. А.
26.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2018[Адм.] Судебное заседание
19.11.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
20.11.2018[Адм.] Судебное заседание
25.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее