Решение по делу № 2-256/2018 (2-4848/2017;) ~ М-4236/2017 от 27.09.2017

Дело 2-256/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи             Кулинича Д.Н.,

при секретаре                 Ефремовой Ю.И.,

с участием истца Никулова П.И., представителя третьего лица ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» - Тихомировой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулова ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, 3-и лица ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», администрация муниципального образования «Город Балтийск» о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты за счет федерального бюджета на 2018 год в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы», признании права на обеспечение жилым помещением за счет федерального бюджета в соответствии с указанной подпрограммой,

У С Т А Н О В И Л:

Никулов П.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, ссылаясь на то, что с 2003 года состоит в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, также имеет статус вынужденного переселенца. Ежегодно предоставляет в администрацию МО «Город Балтийск» заявление об участии в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы» и его включают в сводный список граждан участников подпрограммы, однако во включении его в сводный список на 2018 год ответчиком было отказано, с чем он не согласен. В июне 2017 года его статус вынужденного переселенца был продлен до 19.07.2018г. Основанием для продления статуса прослужила не обеспеченность истца жилым помещением. Однако, отказывая во включении истца в сводный список на 2018 год ответчик сослался на умышленное ухудшение истцом своих жилищных условий, в связи с чем, утратил право на участие в программе. С такими выводами ответчика истец не согласен, указывая, что ранее имел временную регистрацию в квартире, расположенной по адресу: г<адрес>, принадлежащей на праве собственности его матери. 07.06.2017г. истец, по требованию матери, был вынужден сняться с регистрации из принадлежащей ей квартиры и зарегистрироваться по месту временного пребывания по адресу <адрес> в квартире, арендуемой истцом по договору коммерческого найма. Истец указывает, что временная регистрация в квартире у матер и на порождала у него каких либо прав в отношении её квартиры, в связи с чем, смена его временной регистрации не может рассматриваться в качестве ухудшения жилищных условий. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконными действия Министерства социальной политики Калининградской области по отказу в предоставлении истцу социальной выплаты за счет федерального бюджета на 2018 год в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы» и признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет федерального бюджета в соответствии с указанной подпрограммой.

Никулов П.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель третьего лица ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Тихомирова О.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать. Пояснила, что ранее судом рассматривался иск Никулова П.И. о признании незаконным отказа во включении его в сводный список на 2017 год, в удовлетворении которого ему было отказано. В ходе рассмотрения указанного дела судами двух инстанций было установлено, что в течение длительного времени Никулов П.И. проживал в квартире своей матери и соответственно имел право пользования ею. После состоявшегося судебного решения, в июне 2017 года Никулов П.И. со собственной воле был снят с регистрации в указанной квартире и зарегистрирован по месту временного пребывания, также, на территории г. Балтийска. Указанные действия, а именно отказ от права пользования принадлежащей члену его семьи – матери жилого помещения квалифицируется как умышленное ухудшение жилищных условий, что влечет утрату права на обеспечение жилым помещением по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы».

Представители ответчика - Министерства социальной политики Калининградской области а также 3-го лица - администрации муниципального образования «Город Балтийск», в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, составной частью которой является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом Пунктом 2 названного Постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее по тексту Правила).

Из подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, следует, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 7(2) указанных Правил установлено, что не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники основного мероприятия, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Подпунктом 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" установлено, что одним из обязательных условий продления срока действия статуса вынужденного переселенца является отсутствие у вынужденного переселенца и (или) члена семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющего статуса вынужденного переселенца, в собственности либо по договору социального найма жилого помещения на территории Российской Федерации.

Пунктом 24 названных Правил предусмотрено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 30 декабря 2015 года №719 утвержден Порядок организации работы по оформлению и выдаче, учету, хранению и уничтожению бланков государственных жилищных сертификатов гражданам в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.

В соответствии с указанным порядком в Калининградской области Министерство социальной политики Калининградской области организует работу по приему, оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, изъявившим желание принять участие в подпрограмме.При этом п. 19 Порядка на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» возложена обязанность по осуществлению проверки представленных органами местного самоуправления учетных дел; в случае представления неполного пакета документов, недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, реализации ранее права на улучшение жилищных условий и т.д. право письменно сообщать об этом в орган местного самоуправления, представивший учетное дело на проверку; обязанность ежегодно на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формировать сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и передавать его на утверждение в Министерство.

Министерство, в свою очередь, утверждает сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году; представляет сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; согласовывает сводные списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, с территориальными органами Федеральной миграционной службы; в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году; до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, установленному графиком выпуска и распределения сертификатов, представляет государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных этим графиком средств на предоставление субсидий (в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно).

Как установлено в судебном заседании 12.04.2017г. Ленинградским районным судом вынесено решение по иску Никулова П.И. к Министерству социальной политики Калининградской области, 3-и лица ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», администрация муниципального образования «Город Балтийск» о признании незаконным отказа во включении в сводный перечень граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы»(л.д. 26-29) обязании включить Никулова П.И. в список участников подпрограммы на 2017 год. Указанным решением исковые требования Никулова П.И. оставлены без удовлетворения. Апелляционным решением Калининградского областного суда от 12.07.2017г.(л.д. 198-201) указанное решение оставлено без изменений, а апелляционная жалоба Никулова П.И. – без удовлетворения.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда 12.04.2017г. с учетом Апелляционного определения Калининградского областного суда от 22.07.2017г. установлено, что постановлением главы Балтийского городского округа №1142 от 17 декабря 2003 года Никулов П.И., проживающий с составом семьи 6 человек в трехкомнатной квартире, жилой площадью 43,4 кв.м по адресу: <адрес>, включен в общий список очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений с 17 декабря 2003 года составом семьи 1 человек в связи с тем, что имеющаяся жилая площадь ниже нормы по Калининградской области. Этим же постановлением Никулов П.И. включен в льготный список очередности, как вынужденный переселенец.

С 10 сентября 2003 года (на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) истец был зарегистрирован и проживал по вышеуказанному адресу. 06 января 2004 года был снят с регистрационного учета. В последующем, начиная с 14 января 2004 года и имел временную регистрацию в указанном жилом помещении (л.д. 18-20). Кроме истца в данной квартире были зарегистрированы родители истца Никулова Г.Д. и Никулов И.П., а также брат истца - Никулов Д.И., Никулова В.Д. и Никулова Н.Д.

Собственником жилого помещения по адресу: г<адрес> являлась мать истца Никулова Г.Д.

С 2008 года истец, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, неоднократно обращался в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении ему государственного жилищного сертификата для приобретение жилого помещения на территории Калининградской области.

При утверждении сводного списка граждан – участников подпрограммы на 2017 год Министерством социальной политики Калининградской области Никулов П.И. в такой список включен не был.

Основанием для отказа послужило не соответствие на момент проверки ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» учетного дела истца, требованиям указанного выше порядка. В том числе в нарушение положений п. 6 Порядка в учетном деле отсутствовало решение органа местного самоуправления о признании Никулова П.И. участником подпрограммы или об отказе в признании таковым. Соответствующее положительное постановление по заявлению Никулова П.И. от 04 марта 2016 года было принято администрацией МО городское поселение «Город Балтийск» только спустя пять месяцев – 15 августа 2016 года (после проверки учетного дела Центром). Отсутствовали согласия членов семьи Никулова П.И. на обработку персональных данных, что не позволило органам осуществить проверку достоверности сведений предоставленных документов.

При этом, суд установил, что в силу положений п. 3 Порядка, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и подп. "а" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а также установленного судом места жительства истца совместно с его родителями, Центр имел право требовать от истца предоставления документов, в том числе, характеризующих имущественные права последних как членов семьи Никулова П.И.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда и в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ не требуют повторного доказывания.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что статуса истца как вынужденного переселенца продлен до 19.07.2018г., что подтверждается отметкой органа миграционной службы в удостоверении вынужденного переселенца, выданного 19 июля 2001 года на имя Никулова П.И. (л.д. 7).

Как следует из договора купли-продажи от 13.06.2017г.(л.д. 21-23) мать истца Никулова Г.Д. продала принадлежавшую ей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно отметок в паспорте истца(л.д. 64) и Свидетельства о регистрации по месту пребывания (л.д. 65), Никулов П.И. с 07.06.2017г. был снят с регистрационного учета по адресу <адрес> и зарегистрирован по месту временного пребывания по адресу: <адрес>.

С учетом установленных вступившим в законную силу обстоятельств, а именно, необходимости учета при определении права истца на участие в подпрограмме, имущественных прав его родителей, зарегистрированных в одном помещении с ним, как членов его семьи, последовавшее сразу после вступления в законную силу указанного судебного акта отчуждение принадлежащей его матери квартиры, и добровольный отказ истца от пользования указанной квартирой, по мнению суда, направлены на умышленное ухудшение истцом и членами его семьи жилищных условий истца и имеют своей целью создание у государства обязанности обеспечить истца жилым помещением.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При таких обстоятельствах, отказ Министерства социальной политики Калининградской области во включении Никулова П.И. в сводный перечень граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы»(л.д. 26-29) соответствует положениям ст. 53 ЖК РФ и подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Соответственно, для удовлетворения исковых требований Никулова П.И. о признании отказа Министерства незаконным и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет федерального бюджета в соответствии с указанной подпрограммой законных оснований суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никулова ФИО2, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                     Кулинич Д.Н.

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2017 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-256/2018 (2-4848/2017;) ~ М-4236/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никулов Петр Игоревич
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
Другие
Администрация МО "Балтийское городское поселение"
ОГКУ КО "Центр социальной поддержки населения"
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Кулинич Д.Н.
27.09.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2017[И] Передача материалов судье
02.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2017[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2017[И] Предварительное судебное заседание
12.12.2017[И] Предварительное судебное заседание
12.02.2018[И] Судебное заседание
16.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2018[И] Дело оформлено
22.05.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее