Решение по делу № 2-248/2015 (2-2457/2014;) от 03.07.2014

дело № 2-248/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2015 года                      п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Хмелевской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Болдиновой ФИО7 к администрации Емельяновского района о взыскании расходов по оплате жилья и электроэнергии,

У С Т А Н О В И Л:

Болдинова И.В. обратилась в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит взыскать с ответчика 63188,42 рублей в возмещение понесенных ею расходов по оплате жилья и электроэнергии.

Свои требования истица мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МУЗ «Емельяновская районная больница» в должности фельдшера-лаборанта и проживает в сельской местности по адресу: <адрес> До ДД.ММ.ГГГГ года, как медицинский работник системы здравоохранения, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением. С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года данные льготы отменены. Органом местного самоуправления Емельяновского района не исполнена надлежащим образом обязанность по установлению и предоставлению медицинским работникам Емельяновской ЦРБ мер социальной поддержки, которые бы предусматривали предоставление данной категории граждан льготы по оплате электроэнергии, жилья и коммунальных услуг в том объеме, который был предусмотрен до ДД.ММ.ГГГГ. За период с сентября 2011 года по ДД.ММ.ГГГГ истице и ее сыну ФИО5 была предоставлена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 73286,83 рублей и на оплату электроэнергии в размере 5473,12 рублей, в то время, как за указанный период оплата ЖКУ начислена в сумме 141948,37 рублей.

Поскольку ответчиком в нарушение действующего законодательства не был введен эффективный правовой механизм, обеспечивающий сохранение прежнего уровня социальной защиты работников системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности в жилищно-коммунальной сфере, истца просит взыскать с ответчика часть не возмещенных ей расходов по оплату жилья в размере 51043,14 рублей и электроэнергии в размере 12145,28 рублей.

В судебное заседание истица Болдинова И.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица – КГБУЗ «Емельяновская ЦБ» Какаулина П.С., действующая на основании доверенности, против заявленных истицей требований не возражала, суду пояснила, что до 01.01.2014 года Емельяновская районная больница являлась муниципальной организацией здравоохранения.

Представитель ответчика – администрации Емельяновского района и представитель третьего лица - МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района» в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав представителя третьего лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пункт 2 ст. 153 данного Закона содержит требование о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года.

Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе, в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е., в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Отмена либо приостановление предоставления выплат или льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления от 16.12.1997 года № 20-П, от 24.05.2001 года № 8-П, от 19.06.2001 года № 11-П, от 23.04.2004 года № 9-П, определения от 904.12.2003 года № 415-О, от 15.02.2005 года № 17-О, от 01.12.2005 года № 521-О, от 03.02.2010 года № 136-О).

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену или изменение в сторону уменьшения социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Статьей 6 Закона Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлены субсидии лицам, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно пункту 1 названной нормы Законы врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:

а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;

б) 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 17 июня 2014 года № 12-П указано, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Болдинова И.В. принята на работу в Емельяновскую районную больницу на должность фельдшера-лаборанта.

На основании распоряжения правительства Красноярского края № 97-р от 25.12.2013 года МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Емельяновская районная больница».

Из представленных материалов следует, что Болдинова И.В. постоянно проживает в сельской местности по адресу: <адрес>

Согласно представленным суду квитанциям, за период с сентября 2011 года по декабрь 2013 года включительно истице произведено начисление оплаты услуг ЖКХ в размере 122536,43 рублей и электроэнергии в размере 11098 рублей.

Потребленные истицей услуги ЖКХ и электроэнергия оплачены ею в полном размере, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела квитанции.

Из справок МКУ «УСЗН администрации Емельяновского района» следует, что за период сентябрь 2011 год – декабрь 2013 года включительно истице назначена и выплачена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 39013,94 рублей, на оплату электроэнергии - 2736,56 рублей.

Помимо этого, как видно из справок МКУ «УСЗН администрации Емельяновского района», в этот же период Управлением начислена и выплачена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг Наливайко А.М. – члену семьи истицы, проживающему по адресу: <адрес>, на оплату ЖКУ в размере 34272,81 рублей и на оплату электроэнергии в размере 2736,56 рублей.

Таким образом, всего ответчиком начислена и выплачена семье истицы субсидия на оплату ЖКУ и электроэнергии в размере 78759,87 рублей ( 39013,94 + 2736,56 + 34272,81 + 2736,56)

При таких обстоятельствах разница между понесенными истицей фактическими затратами и полученным размером субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и электроэнергии составила 54874,56 рублей (133634,43 – 78759,87), исходя из чего следует, что размер субсидий, полученных истицей по закону Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» не покрывает в полном объеме понесенные ею расходы по оплате жилья и электроэнергии.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 7 февраля 2008 года N 383-0-П, установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части 2 статьи 63 Основ.

Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Часть 1 статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Таким образом, право работников системы здравоохранения на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 1 января 2005 года. Данные лица, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части 1 статьи 63 Основ.

Частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от платы за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

Исходя из анализа вышеприведенных положений, право работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающие в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 01 января 2005 года. Данные лица не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 1 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья.

При таких обстоятельствах, у истицы – работника со средним медицинским образованием государственной системы здравоохранения, работающей и проживающей в сельской местности, до 01.01.2005 года возникло право на получение льготы по оплате ЖКУ и электроэнергии, и такое право сохраняется за ней и после 01.01.2005 года, в связи с чем с ответчика в ее пользу подлежит возмещению расходы по электроснабжению и оплате коммунальных услуг в размере 54874,56 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Болдиновой ФИО8 к администрации Емельяновского района Красноярского края удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу Болдиновой ФИО9 в возмещение расходов на оплату жилья и электроэнергии в размере 54874 (пятьдесят четыре тысячи восемьсот семьдесят четыре) рубля 56 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (20.03.2015 года)

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-248/2015 (2-2457/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Болдинова И.В.
Ответчики
Администрация Емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
03.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2014Передача материалов судье
08.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2014Подготовка дела (собеседование)
03.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2014Предварительное судебное заседание
10.12.2014Судебное заседание
10.02.2015Судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее