Решение по делу № 2-1705/2017 ~ М-1579/2017 от 04.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» ноября 2017 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Кузиной Н.Н.,

при секретаре Крючковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1705/17 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «Водные технологии» о признании действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными и прекращении противоправных действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к АО «Водные технологии» с исковыми требованиями о признании действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными и прекращении противоправных действий, в обоснование предъявленного иска указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Согласно ст.40Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 «государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.02.1992 года №215.

Право на подачу иска в защиту прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Самарской области вытекает также из ст.ст.17,40,46Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

Управление Роспотребнадзора по Самарской области предъявляет иск в защиту неопределенного круга потребителей (потребителей коммунальных услуг), так как заявленные требования касаются не только той части потребителей, на которых оформлены расчетные счета и которые производят оплату за потребленные коммунальные ресурсы (потребители Куйбышевского района г.о. Самара), но и в отношении тех абонентов, которые планируют вселиться в жилой фонд, обслуживаемый АО «Водные технологии» на территории Куйбышевского района г.о. Самара, тем самым стать потребителем коммунальных ресурсов.

Целью обращения в суд с исковым заявлением является не удовлетворение каких-либо конкретных материальных требований, а признание незаконными действий, нарушающих права и законные интересы потребителей. Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий противоправными. Основанием иска в защиту прав неопределенного круга потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», который разъяснил порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел в защиту неопределенного круга потребителей, данная категория дел относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.

Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в целях предотвращения неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий весеннего паводка и снижения угрозы здоровью населения, и во исполнение Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального Закона от 07.12.2011г. ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении», Федерального Закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» ежегодно проводится социально-гигиенический мониторинг качества воды централизованных систем водоснабжения на угрожаемых к подтоплению территориях Куйбышевского района, в том числе территорий, на которых расположены водозаборные и водоразборные сооружения АО «Водные технологии» (водоразборные колонки).

В рамках проведения социально-гигиенического мониторинга Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в 2016, 2017гг. аккредитованной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» в г.Самара было поручено и организовано проведение отбора проб водопроводной холодной воды в распределительной сети водоразборных колонок в точках мониторинга АО «Водные технологии» для исследований по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям.

В 2016г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы № 4259 от 31.03.2016г., проведенной отделом гигиены и эпидемиологии, отдел в г.Самара ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» качество холодной воды в контрольной точке водоразборная колонка по адресу: <адрес> (результат санитарно-гигиенических испытаний № 18124 от 30.03.2016г.) не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-гигиеническим показателям: общая минерализация (сухой остаток) - 1487+134 мг/куб.дм, при нормативном показателе - 1000 мг/куб.дм, что составляет 1,49 предельно-допустимой концентрации (далее ПДК); жёсткость общая - 18,0+3 Ж0, при нормативном показателе - 7,0 Ж0, что составляет - 2,5 ПДК.

12.04.2016г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в отношении юридического лица Филиал ОАО «Водные технологии» «Самарский» (в настоящий момент АО Водные технологии») за подачу питьевого водоснабжения населению Куйбышевского района не соответствующего требованиям санитарных правил был составлен протокол по ст. 6.5 КоАП РФ, по которому вынесено Постановление о назначении наказания в виде штрафа на сумму двадцать тысяч рублей и выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 20.05.2017г.

В марте 2017г. в рамках проведения санитарно-гигиенического мониторинга за качеством питьевой воды в период паводка по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной отделом гигиены и эпидемиологии, отдел в г.Самара ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» № 6413 от 22.03.2017г., № 6418 от 22.03.2017г. вода централизованных систем водоснабжения водоразборных колонок отобранная 20.03.2017г по адресам: <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 2.<дата>-01 по санитарно-химическим показателям: по содержанию запаха фактически составляет 3 балла (сернистый), при нормативном показателе не более 2 баллов, что составляет 1,5 ПДК; общая минерализация (сухой остаток) 1430+-129 мг/куб.дм., при нормативном показателе - 1000 мг/куб.дм, что составляет 1,43 ПДК; жесткость общая 19,0+3-Ж0, при нормативном показателе 7,0 Ж0, что составляет 2,76 ПДК; сульфаты - 670,0+67,0 мг/куб.дм, при нормативном показателе - 500 мг/куб.дм, что составляет - 1,34 ПДК;

<адрес>, по содержанию запаха фактически составляет 3 балла (сернистый), при нормативном показателе не более 2 баллов, что составляет 1,5 ПДК; общая минерализация (сухой остаток) 1440+-130 мг/куб.дм., при нормативном показателе - 1000 мг/куб.дм, что составляет 1,44 ПДК; жесткость общая 19,0+3-Ж0, при нормативном показателе 7,0 Ж0, что составляет 2,76 ПДК; сульфаты - 670,0+67,0 мг/куб.дм, при нормативном показателе - 500 мг/куб.дм, что составляет - 1,34 ПДК, соответственно указанным выше водоразборным колонкам.

В мае 2017г в ходе проведения внеплановой документарной проверки по контролю выполнения предписания № 04-1/90 от 12.04.2016г. Управлением было организовано проведение лабораторно-инструментальных исследований из водоразборной колонки по адресу: <адрес> по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. По поручению № 04/255пр от 17.05.2017г. специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» отдел в г.Самара 31.05.2017г. был проведен отбор проб в присутствии представителей АО «Водные технологии».

Согласно представленного экспертного заключения от 07.06.2017г. № 14145 по результатам испытаний воды из разводящей сети холодного централизованного водоснабжения, отобранной из водоразборной колонки <адрес> по исследуемым показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, сульфаты не соответствует требованиям гл.4, ст.23, п.4 Федерального Закона РФ ФЗ-416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении»; п.3.1,3.2,3.4.3 СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. № 20), а именно: общая минерализация (сухой остаток) фактический показатель составляет 1606+-145 мг/куб.дм., при нормативном показателе не более 1000, 0 мг/куб.дм., что составляет - 1,6 ПДК; общая жесткость фактический показатель составляет 21 +- 3 Ж0, при нормативном показателе не более 7 Ж0; что составляет - 3,0 ПДК, сульфаты фактический показатель составляет 760+-76 мг/куб.дм., при нормативном показателе не более 500 мг/куб.дм., что составляет - 1,52 ПДК.

Исходя из вышеизложенного, предписание № 04-1/90 от 12.04.2016г. АО «Водные технологии» не выполнено, качество воды из водоразборной колонки <адрес> не доведено до норм СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. № 20).

Административная ответственность за невыполнение предписания предусмотрена ст. 19.5 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и возложена на АО «Водные технологии».

Материалы административного дела были направлены на рассмотрение в мировой суд Куйбышевского района г.Самара, и выдано новое предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений № 04-1/193 от 19.07.2017г. со сроком исполнения 01.09.2018г.

Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № 23 Самарской области Груздевой Д.Ю. по делу об административном правонарушении № 5-323/17 от 09.08.2017г. АО «Водные технологии» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, п.4 Федерального Закона от 17.12.2011г. ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении», п. 3.1. СанПин 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Превышение предельно допустимых концентраций химических соединений в питьевой воде оказывает вредное хроническое воздействие на здоровье граждан.

Согласно Приказа Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.12.2012 г. № 1204 «Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды» жесткость общая питьевой воды более 15 мг-экв/л, является критерием существенного ухудшения качества питьевой воды. Существенное ухудшение качества питьевой воды может создать угрозу здоровью населения, из-за повышенной жесткости могут быть нарушения органолептических свойств воды и вызванные этим массовые жалобы населения на территории водопользования.

По данным производственного лабораторного контроля, качество воды в резервуарах чистой воды и в распределительной сети водопровода Филиала АО «Водные технологии» «Самарский» (в настоящий момент АО «Водные технологии») на территории Куйбышевского района показатель жесткости общей превышает гигиенический норматив в 3 раза (от 19,4 до 21,0 мг-экв/л). Данный факт свидетельствует о существенном ухудшении качества питьевой воды в указанном населенном пункте. Сведения об отсутствии риска для здоровья потребителей в связи с существенным ухудшением качества питьевой воды также не были представлены.

k>


На основании п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно­-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

На основании п. 150 Постановления Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положением настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Таким образом, АО «Водные Технологии» предоставляет потребителям Куйбышевского района услугу по поставке питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей», гл.4, ст.23, п.4 Федерального Закона РФ от 07.12.2011г. ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении»; ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.31 Постановления Правительства от 06.05.2011 №354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; п. 3.1. СаПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просили суд признать действия АО «Водные технологии», выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды противоправными; Обязать АО «Водные технологии» прекратить вышеназванные действия путем поставки населению Куйбышевского района Самарской области питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества"; Обязать АО «Водные технологии» провести перерасчет размера платы потребителям за коммунальные услуги (холодного водоснабжения) получающим услуги не соответствующего качества.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Самарские коммунальные системы», МП г. Самара «Самараводоканал».

В ходе рассмотрения дела истец уточнил тисковые требования, просил признать действия АО «Водные технологии», выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды противоправными; Обязать АО «Водные технологии» прекратить вышеназванные действия путем поставки населению Куйбышевского района Самарской области питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", а именно: разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования), в течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускать снижение качества питьевой воды; Обязать АО «Водные технологии» провести перерасчет размера платы потребителям за коммунальные услуги (холодного водоснабжения) получающим услуги не соответствующего качества в период с 30.03.2016 г. по настоящее время.

В судебном заседании представитель истца Хаматшина Г.М., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Шваб П.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против удовлетворения иска, пояснил, что согласно договору субаренды от 20.12.2014 г. муниципальные объекты системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г.о. Самара находятся в пользовании АО «Водные технологии». В настоящее время в эксплуатации АО «Водные технологии» находится станция водоподготовки (обезжелезивания) 1976 г. постройки, расположенная по адресу: <адрес>. На станцию поступает вода из пяти артезианских скважин водозабора озера Большое Лебяжье, проходит очистку от содержания железа и примесей, обеззараживается ультрафиолетовым оборудованием и подаётся на территорию поселка «116 км» Куйбышевского района г. Самара для снабжения более 11 тыс. жителей. По химическому составу подземные воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 по санитарно-гигиеническим показателям: превышают допустимую жесткость в 3 раза; общую минерализацию в 1,6 раза, сульфаты в 1,5 раза. Уменьшить эти показатели не представляется возможным, так как оборудование по снижению жесткости, общей минерализации и сульфатов не предусмотрены на станции. Выполнить реконструкцию станции обезжелезивания за счет средств АО «Водные технологии» не представляется возможным в связи с большими финансовыми затратами. 11.02.2015 г. АО «Водные технологии» обратилось к заместителю главы Администрации г.о. Самара - руководителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства с целью включения проектирования реконструкции станции обезжелезивания в муниципальную программу «Чистая вода» на 2015 г. 04.06.2015 г. от Управления Роспотребнадзора по Самарской области было получено письмо о согласовании условий водопользования с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения из водозабора озера Большое Лебяжье. 05.06.2015 г. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства было принято решение о включении в муниципальную программу «Чистая вода» на 2010-2016 г.г. мероприятия по реконструкции и модернизации станции водоподготовки, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с программой в 2015 г. была запланирована разработка проектно-сметной документации на реконструкцию станции в сумме 2 200000 рублей. Однако, ни каких фактических действий со стороны муниципальных органов принято не было. В связи с этим, 15.02.2017 года АО «Водные технологии» обратилась в Департамент городского хозяйства и экологии с вопросом об информировании о стадии выполнения мероприятий по реконструкции и модернизации станции водоподготовки, на что было сообщено, что в связи с сокращением средств бюджета и окончанием срока действия муниципальной программы «Чистая вода» на 2010-2016 г.г. было принято решение: объект водоснабжения и водоотведения включить в перечень производственной программы мероприятий МП г. Самары «Самараводоканал», выполняемых за счет поступающей арендной платы. 28.03.2017 г. АО «Водные технологии» было направлено письмо в адрес МП г. Самары «Самараводоканал» о предоставлении информации по соответствующим мероприятиям и сроки их исполнения в соответствии с производственной программой МП г. Самары «Самараводоканал». Ответ на данное обращение получен не был, в связи с чем письмо было направленно повторно, однако и на него ответа не последовало. 25.05.2017 г. было направлено обращение первому заместителю главы г.о. Самара с целью информирования о предстоящей реконструкции и модернизации станции водоподготовки. Однако, по состоянию на сегодняшний день, никакой дополнительной информации по плану реконструкции и модернизации станции водоподготовки, расположенной по адресу: <адрес>, в адрес АО «Водные технологии» не поступало. Выполнить работы по установки соответствующего оборудования за собственный счет не представляется возможным, в связи с тяжелым материальным положением предприятия. Поэтому, на основании выше изложенного, просил суд в иске отказать.

Представитель третьего лица – ООО «Самарские коммунальные системы» - Пересыпкина В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд оставить исковые требования без удовлетворения, пояснила, что распределительные сети были переданы в пользование АО «Водные технологии» не давно. В настоящее время в эксплуатации АО «Водные технологии» находится станция водоподготовки (обезжелезивания) 1976 г. постройки, расположенная по адресу: <адрес>, переданная 2,5 года назад. На станции вода всегда была ненадлежащего качества. Распределительные сети водопровода АО «Водные технологии» были переданы в эксплуатацию не новые, а со сроком использования более 10 лет. Сначала данные распределительные сети эксплуатировал г. Самара, затем ЗАО «СУТЭК», теперь АО «Водные технологии».

Представитель третьего лица – МП г. Самара «Самараводоканал» - Василюк А.н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда, пояснила, что АО «Водные технологии» осуществляет холодное водоснабжение потребителей Куйбышевского района г. Самары. АО «Водные технологии» является организацией, которая отвечает за соответствие качества подаваемой потребителям холодной воды установленным нормативам. В программу мероприятий МП г. Самара «Самараводоканал», выполняемых за счет поступающей арендной платы, не включены мероприятия по реконструкции и модернизации станции водоподготовки (обезжелезивания), расположенной по адресу: <адрес>. Станция водоподготовки (обезжелезивания) по адресу: <адрес>, расположена в зоне деятельности гарантирующей организации ООО «Самарские коммунальные системы».

Суд, выслушав представителей сторон и третьих лиц, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст.3ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В статье 1 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано следующее определение «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплены в статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Питьевая водадолжна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей ипитьевой водыуказанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Водныеобъекты, используемые в целяхпитьевогои хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

В соответствии с п.1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01,питьевая водадолжна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качествопитьевой водыдолжно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасностьпитьевой водыв эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).

В подпункте «д» пункта 3 Правил определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении №1 к Правилам.

Согласно положениям подпункта «а» пункта 4 Правил, одним из видов коммунальных услуг является холодное водоснабжение, а именно, снабжение холоднойпитьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил, исполнитель коммунальной услуги обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст. 1 настоящего Закона, требования к качеству и безопасностиводы, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

В силу ст. 6 указанного выше Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностныеводныеобъекты, подземныеводныеобъекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов).

Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качествапитьевой водыв соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качествапитьевой водыв соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качествапитьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качествапитьевой водыв соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Согласно ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (ч.1). Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качествапитьевой водыв соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячейводыв соответствие с установленными требованиями (ч.4).

Утверждённые инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (ч.11).

Вышеприведенные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга Управлением Роспотребнадзора по Самарской области организовано проведение отбора проб водопроводной холодной воды в распределительной сети водоразборных колонок в точках мониторинга АО «Водные технологии» для исследований по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям.

В 2016г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы № 4259 от 31.03.2016г., проведенной отделом гигиены и эпидемиологии, отдел в г.Самара ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» качество холодной воды в контрольной точке водоразборная колонка по адресу: <адрес> (результат санитарно-гигиенических испытаний № 18124 от 30.03.2016г.) не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-гигиеническим показателям, в связи с чем в отношении юридического лица Филиал ОАО «Водные технологии» «Самарский» составлен протокол по ст. 6.5 КоАП РФ, и вынесено Постановление о назначении наказания в виде штрафа на сумму двадцать тысяч рублей с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 20.05.2017г.

В марте 2017г. в рамках проведения санитарно-гигиенического мониторинга за качеством питьевой воды в период паводка по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной отделом гигиены и эпидемиологии, отдел в г.Самара ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» № 6413 от 22.03.2017г., № 6418 от 22.03.2017г. вода централизованных систем водоснабжения водоразборных колонок отобранная 20.03.2017г до адресам: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям.

Одновременно с этим, в мае 2017г. с целью проведения внеплановой документарной проверки по контролю выполнения предписания № 04-1/90 от 12.04.2016г. Управлением было организовано проведение лабораторно-инструментальных исследований из водоразборной колонки по адресу: <адрес> по санитарно-химическим и микробиологическим показателям и проведен отбор проб в присутствии представителей АО «Водные технологии».

Согласно представленного экспертного заключения от 07.06.2017г. № 14145 по результатам испытаний воды из разводящей сети холодного централизованного водоснабжения, отобранной из водоразборной колонки <адрес> по исследуемым показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, сульфаты не соответствует требованиям гл.4, ст.23, п.4 Федерального Закона РФ ФЗ-416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении»; п.3.1,3.2,3.4.3 СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. № 20), а именно: общая минерализация (сухой остаток) фактический показатель составляет 1606+-145 мг/куб.дм., при нормативном показателе не более 1000, 0 мг/куб.дм., что составляет - 1,6 ПДК; общая жесткость фактический показатель составляет 21 +- 3 Ж0, при нормативном показателе не более 7 Ж0; что составляет - 3,0 ПДК, сульфаты фактический показатель составляет 760+-76 мг/куб.дм., при нормативном показателе не более 500 мг/куб.дм., что составляет - 1,52 ПДК.

Установленные выше обстоятельства свидетельствует о том, что ответчиком не исполнено предписание № 04-1/90 от 12.04.2016г. и качество воды из водоразборной колонки <адрес> не доведено до норм СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В связи с изложенным, в отношении ответчика выдано новое предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений № 04-1/193 от 19.07.2017г. со сроком исполнения 01.09.2018г., а постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Самарской области Груздевой Д.Ю. по делу об административном правонарушении № 5-323/17 от 09.08.2017г. АО «Водные технологии» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что АО «Водные Технологии» предоставляет потребителям Куйбышевского района услугу по поставке питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей», гл.4, ст.23, п.4 Федерального Закона РФ от 07.12.2011г. ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении»; ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.31 Постановления Правительства от 06.05.2011 №354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; п. 3.1. СаПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.

Доводы истца в частинекачественной питьевой воды, подаваемой населению подтвердились представленными доказательствами, их не оспаривали и не опровергали представитель ответчика и представители третьих лиц, следовательно, ответчик не выполняет вышеназванные требования законодательства, нарушая тем самым конституционные права неопределённого круга граждан на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.

Принимая во внимание, что указанные нарушения законодательства создают угрозу возникновения и распространения заболеваний, угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части признания действий ответчика по поставке некачественной питьевой воды противоправными и полагает необходимым возложить на АО «Водные технологии» обязанность прекратить указанные действия путем поставки населению Куйбышевского района Самарской области питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", а именно: разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования),

Иск обоснован, заявлен в целях соблюдения интересов неопределенного круга лиц, оснований для отказа в его удовлетворении в названной выше части у суда не имеется, при том, что возможность устранения таких нарушений ответчиками не оспаривается.

Вместе с тем, суд полагает, что исковые требования в части обязания АО «Водные технологии» осуществить перерасчет размера платы потребителям за коммунальные услуги (холодного водоснабжения), получающим услуги ненадлежащего качества, удовлетворению не подлежат, поскольку граждане в Управление Роспотребназдзора по Самарской области и в АО «Водные технологии» по указанному вопросу не обращались.

Как следует из п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Согласно п. 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 31 этого же Постановления Правительства РФ исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производитьперерасчетразмера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества

При отсутствии обращений граждан по перерасчету коммунальных услуг, сведений об управлении жилыми домами и ответственных за перерасчет организаций, суд не находит оснований для возложения указанной обязанности на ответчика, при том, что перерасчет (расчет) платы за коммунальные услуги осуществляется на основании документов, представленных собственниками жилого помещения.

На ресурсоснабжающую организацию может быть возложена обязанность оперерасчетеплаты за ненадлежащую коммунальную услугу в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом и вносят плату за отопление и горячее водоснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании отдельного соглашения, заключенного с такой организаций, определяющего порядок и размер участия в расходах на оплату коммунальных услуг.

Кроме того, требование о возложении обязанности на ответчика произвестиперерасчетза предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества соответствующими расчетами не подкреплено, что не позволяет суду возложить на ответчика в судебном порядке обязанность произвести поквартирныйперерасчетплаты за водоснабжение, так как разрешение данного требования предполагает проверку его обоснованности и исполнимости, поскольку размер платы для разных квартир неодинаков, в предписаниях данных для расчетов также не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области удовлетворить частично.

Признать действия АО «Водные технологии», выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды противоправными.

Обязать АО «Водные технологии» прекратить вышеназванные действия путем поставки населению Куйбышевского района Самарской области питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», а именно: разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с АО «Водные технологии» в доход муниципального образования г.о. Самары государственную пошлину в сумме 6 000 рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2017 г.

Судья Кузина Н.Н.

2-1705/2017 ~ М-1579/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Ответчики
АО "Водные технологии"
Другие
МП г. Самара, "Самараводоканал"
ООО "СКС"
Шваб П.Ю.
Хаматшина Г.М.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Н. Н.
04.09.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017[И] Передача материалов судье
11.09.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
06.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2017[И] Судебное заседание
07.11.2017[И] Судебное заседание
20.11.2017[И] Судебное заседание
27.11.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2018[И] Дело оформлено
12.02.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее