РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием истца Тарасова А.А., его представителя Тузовой Ю.Л. и представителей ответчика Каратай М.М., Новожиловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-268/2020 по иску Тарасова А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии,
установил:
Тарасов А.А. обратился в суд с требованием к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении различных периодов работы в 1987-2018гг. в соответствующий стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости. Иск мотивирован имевшим место обращением к ответчику по вопросу указанного социального обеспечения и позицией пенсионного органа о невозможности учета в целях назначения этой пенсии ряда временных отрезков трудовой деятельности.
В судебном заседании Тарасов А.А. и его представитель заявленные требования поддержали, представители ответчика высказались о несогласии с иском, полагая позицию пенсионного органа законной.
Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. При этом определением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования Тарасова А.А. о включении в стаж работы на лесозаготовках и лесосплаве периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в 1987 году – 2 месяца 5 дней, в 1988 году – 4 месяца 7 дней, в 1990 году – 3 месяца 27 дней, в 1991 году – 14 дней, в 1992 году – 2 месяца 9 дней, в 1993 году – 1 месяц 12 дней, в 1994 году – 2 месяца 20 дней, в 1995 году – 2 месяца 3 дня и 1 месяц, в 1996 году 2 месяца 20 дней и 5 дней, в 1997 году – 1 месяц 19 дней и 1 месяц 2 дня, в 1998 году – 5 месяцев 1 день, в 1999 году 1 месяц 4 дня и 3 дня, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в 1995 году – 1 месяц, в 1996 году – 5 дней, в 1997 году – 1 месяц 2 дня, в 1999 году – 3 дня и о назначении пенсии выделены в отдельное производство.
В связи с суждением о наличии оснований к досрочному назначению страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Тарасов А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия требуемого стажа. При этом он исходил из наличия у Тарасова А.А. учитываемого для назначения пенсии страхового стажа 29 лет 04 месяцев 11 дней при требуемом 25 лет, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 лет 05 месяцев 01 день при требуемом 20 лет и стажа работы на лесозаготовках 11 лет 10 месяцев 25 дней при требуемом 12 лет 06 месяцев. В частности, в подсчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включено время работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Позиция пенсионного органа сводится к тому, что зачет этого периода в стаж работы, дающей право на досрочные пенсионные выплаты, действующим законодательством не предусмотрен. Однако такой подход, по мнению суда, нарушает права истца и не может быть признан обоснованным.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Среди таких нормативных документов Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Ссылаясь на него, ответчик отмечает невозможность в рассматриваемых целях учитывать работу истца в обозначенный период, поскольку он охватывает собой пребывание истца в период работы в Кривецком комплексном леспромхозе (Пудожский район Республики Карелия) на курсах профессионального обучения.
Вместе с тем суд отмечает, что период обучения истца на таких курсах подлежит включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имея в виду предписания норм трудового законодательства (ранее ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, а ныне – ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации), которыми данные периоды приравниваются к периодам работы, а её в это время Тарасов А.А. осуществлял именно в таких территориальных условиях.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная правовая позиция также отражена в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Однако в период прохождения Тарасовы А.А. срочной военной службы в Советской Армии, что имело место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании рядового, правовое регулирование заявленного к судебной защите права истца являлось иным. Конституционный же Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, при разрешении споров, связанных с выплатой трудовой пенсии по старости, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на соответствующее пенсионное обеспечение, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в соответствующий стаж (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, значимый в соответствующих вопросах пенсионного обеспечения.
Как следует из документов истца, он проходил срочную военную службу в <адрес>, а после увольнения с неё уже ДД.ММ.ГГГГ трудоустроился в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, Мурманская область является районом Крайнего Севера.
Таким образом, поскольку истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, которую проходил в районах Крайнего Севера, в силу названых норм период прохождения этой службы подлежит учету в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Тарасова А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Тарасову А.А. для целей назначения страховой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов