Решение
именем Российской Федерации
29 апреля 2019 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Антонова Г.П., при секретаре судебного заседания Алешенковой Е.А., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-156/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (номер) (изъято) Степанюка Виталия Васильевича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Югрегионжилье), об отказе в принятии внучки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Степанюк обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела Югрегионжилье от 11 января 2019 г. № 1/сев об отказе в принятии его внучки ФИО1 на жилищный учет, в качестве члена его семьи, обязав указанное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть этот вопрос.
В обоснование своих требований Степанюк в поданном административном исковом заявлении и своих письменных объяснениях указал, что в период прохождения военной службы он был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: (адрес), в котором он и его семья, в том числе внучка ФИО1, проживают до настоящего времени. Однако оспариваемым решением № 1/сев отказано в принятии его внучки на жилищный учет в качестве члена его семьи. При решении данного вопроса начальник 1 отдела Югрегионжилье должен был руководствоваться положениями Жилищного кодекса РФ, согласно которым его внучка является членом его семьи, поэтому оспариваемое им решение незаконно.
В представленных в суд возражениях представитель начальника 1 отдела Югрегионжилье – Пивоварова В.Е. требования истца не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку внучка истца не является членом его семьи, на которых, согласно положениям п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», могут быть распространены льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом. Также представитель отметила, что судебных решений о признании факта нахождения внучки на иждивении истца в жилищный орган не представлено.
Административные истец и ответчик, а также заинтересованные лица и их представители, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем судом, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела без их участия.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и письменные возражения, суд приходит к следующим выводам.
Из исследованных в судебном заседании материалов жилищного и личного дел истца, выписки из послужного списка, расчета выслуги лет на пенсию, административного искового заявления и приложенных к нему документов судом установлено, что Степанюк проходит военную службу по контракту в войсковой части (номер), при этом общая продолжительность его военной службы более 25 лет, и с 25 сентября 2018 года состоит на жилищном учете для предоставления жилья по договору социального найма в избранном месте жительства – г. Севастополь.
Вступившим в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 января 2019 г. установлено, что истцу на состав семьи он, супруга и трое дочерей 3 августа 2007 г. была предоставлена квартира (адрес), в которой все они с 7 августа 2008 г. зарегистрированы по месту жительства и проживают. Также в данном жилом помещении зарегистрированы с 2013 г. внук истца ФИО2, с 2015 г. внук ФИО3, а с 2017 г. внучка ФИО4
В августе 2018 г. истец обратился в 1 отдел Югрегионжилье с заявлением, в котором просил принять его, его супругу, дочерей ФИО5, ФИО2, ФИО6, внуков ФИО2 и ФИО3, а также его внучек ФИО4 и ФИО1 на жилищный учет.
Решением начальника 1 отдела Югрегионжилье от 25 сентября 2018 г. № 433/сев истец и его супруга были приняты на жилищный учет, однако в принятии на этот учет дочерей истца ФИО5, ФИО2, ФИО6, внуков ФИО2 и ФИО3, а также внучки ФИО4 было отказано. Данное решение жилищного органа было отменено в судебном порядке вышеназванным решение суда.
Решением того же должностного лица от 11 января 2019 г. № 1/сев, с учетом внесенных в него изменений, в принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 – внучки административного истца, отказано со ссылкой на п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Из представленных в суд письменных объяснений ФИО2 – матери ФИО1 следует, что она вместе со своей дочерью постоянно проживает со своим отцом – Степанюком В.В.. в служебной квартире последнего, которая расположена по адресу: (адрес) и ведет с ее нанимателем совместное хозяйство.
Кроме того, факт проживания истца, и членов его семьи, включая внучку ФИО1, в служебном жилом помещении подтверждается выпиской из домовой книги от 8 августа 2018 г. и копией акта проверки жилищных условий, составленного 2 августа 2018 г.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд учитывает следующее.
Право военнослужащих на жилище гарантировано ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1 которой предусмотрено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии, предусмотренные этим Федеральным законом, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся перечисленные в данной норме закона лица, если иное не установлено данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Указанные разъяснения свидетельствуют о несостоятельности ссылки в оспариваемом решении на п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями применяются в различных случаях правила, предусмотренные как ст. 31 ЖК РФ, так и ст. 69 ЖК РФ.
При этом из ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 69 ЖК РФ следует, что к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. При этом другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Ввиду изложенного, ФИО1 – внучка административного истца, вселенная им в предоставленное служебное жилое помещение, является членом его семьи как нанимателя служебного жилого помещения.
Кроме того положения ч. 1 ст. 70 ЖК РФ предусматривают, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1, (дата) года рождения, относится к членам семьи истца, имеющим право на обеспечение жильем вместе с военнослужащим.
Учитывая изложенное, суд находит решение начальника 1 отдела Югрегионжилье от 11 января 2019 г. № 1/сев об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как члена семьи административного истца, незаконным и подлежащим отмене.
Поскольку на основании Инструкции, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. № 1280, решение вопроса о принятии внучки истца на жилищный учет в качестве члена его семьи входит в исключительную компетенцию уполномоченного органа, в данном случае 1 отдела Югрегионжилье, то для восстановления нарушенных прав истца, суд полагает необходимым возложить на начальника этого учреждения обязанность отменить принятое им решение и повторно рассмотреть указанный вопрос.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
административное исковое заявление Степанюка Виталия Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 11 января 2019 г. № 1/сев об отказе в принятии внучки истца – ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи истца.
Обязать начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда отменить решение от 11 января 2019 г. № 1/сев и в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос принятия ФИО1, (дата) года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи административного истца – Степанюка Виталия Васильевича, о чем в тот же срок сообщить суду и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий по делу Г.П. Антонов