РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№2а-119/2017
31 октября 2017 года город Томск
Томский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Буркова Е.М.,
при секретаре судебного заседания Суняевой С.А.,
с участием представителя административного истца Нечаенко В.И.,
представителя административного ответчика – Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – подполковника полиции Аникиной Е.Ю.,
представителя заинтересованного лица – командира войсковой части 0000 – капитана юстиции Чичихина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в войсковой части 0000, прапорщика Королева Андрея Валерьевича об оспаривании решения начальника Управления расквартирования и строительства тыла внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с аннулированием именного накопительного счёта участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
УСТАНОВИЛ:
Королев А.В. обратился в суд с административным иском, в котором указывает, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 0000, первый контракт им заключен в 1994 году, а в 1997 году присвоено воинское звания «прапорщик».
Далее Королев указывает, что в апреле 2009 года его включили в реестр участников накопительно-ипотечной системы, однако на основании уведомления начальника Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России (далее – УриС тыла ГКВВ МВД России) от 19 мая 2010 года № руководитель Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека») аннулировал именной накопительный счет, о чем административному истцу стало известно в июле 2017 года, а соответствующее уведомление об этом было вручено в сентябре 2017 года.
Полагая свои права нарушенными, Королев, с учетом уточнений, просит военный суд признать незаконными указанные решения начальника УриС тыла ГКВВ МВД России и руководителя ФКГУ «Росвоенипотека», возложив на должностных лиц Департамента строительства (далее – Департамент) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия), являющегося правопреемником УриС тыла ГКВВ МВД России, и руководителя ФКГУ «Росвоенипотека» обязанность отменить принятое решение и рассмотреть вопрос о восстановлении именного накопительного счета.
Административный истец Королев, административные ответчики – руководитель ФГКУ «Росвоенипотека» и его представитель Н., руководитель Департамента и его представитель Ф., начальник Управления жилищной политики и имущественных отношений Департамента, заинтересованное лицо – командир войсковой части 0000, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом не признавалась обязательной.
В представленных в суд объяснениях административный истец свои требования поддержал в полном объеме, приведя анализ норм права, регламентирующих основания включения военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы, указал, что имеет все основания быть участником такой системы.
Представитель истца Нечаенко в судебном заседании поддержал заявленные требования, привел аналогичные доводы, изложенные как в административном иске, так и в представленных объяснениях административного истца.
Представитель руководителя Департамента – Ф. в представленных в суд возражениях просил отказать в удовлетворении требований, указав, что административный истец необоснованно был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы, в связи с чем его счет был аннулирован.
В представленных в суд возражениях представитель ФГКУ «Росвоенипотека» Н. также просил отказать в удовлетворении требований административного истца, указав, что Королев в силу закона не может быть участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в связи с чем, установив ошибочность его включения в соответствующий реестр, на основании представленных из УРиС тыла ГКВВ МВД России именной накопительный счет был аннулирован. При этом целевой жилищный заем административному истцу не предоставлялся.
Представитель административного ответчика Росгвардии – Аникина в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, также указав, что он не подпадает ни под одну из категорий военнослужащих, которые могут быть участниками накопительно-ипотечной системы.
Представитель заинтересованного лица Чичихин также возражал против удовлетворения требований, поддержав позицию представителя административных ответчиков.
Заслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, а также представителя заинтересованного лица, исследовав доказательства по делу, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из записи на копии дубликата уведомления о включении военнослужащего в реестр, согласно которому регистрационный номер Королева – №, видно, что оно получено административным истцом 27 сентября 2017 года.
Согласно копии сообщения врио командира войсковой части 0000 от 19 июля 2017 года административному истцу сообщено об аннулировании именного накопительного счета.
При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу, что о нарушении своих прав административный истец узнал не ранее 19 июля 2017 года, в связи с чем срок обращения в суд им пропущен не был.
Рассматривая требования административного истца по существу, военный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 15 указанной статьи военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 9 Закона (в редакции, действовавшей до 12 мая 2016 года) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся прапорщики, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Пунктом 6 части 2 статьи 9 Закона (в редакции, действовавшей до 12 мая 2016 года) было установлено, что основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является для прапорщиков, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников
Анализ указанных положений закона позволяет военному суду прийти к выводу, что прапорщики, заключившие первые контракты до 01 января 2005 года, могут стать участниками накопительно-ипотечной системы по желанию в том случае, если только с указанной даты общая продолжительность их военной службы по контракту составит три года. Следовательно, прапорщики, имеющие на 01 января 2005 года общую продолжительность военной службы по контракту более трех лет, права стать участниками накопительно-ипотечной системы не имеют.
При этом внесенные в указанную норму права изменения Федеральным законом от 01 мая 2016 года №118-ФЗ носят юридико-технический характер и на объем нормативного регулирования данных правоотношений не влияют.
Как видно из копии послужного списка административный истец 03 марта 1994 года заключил первый контракт о прохождении военной службы, которую непрерывно проходит на различных должностях в войсковой части 0000 до 24 декабря 2001 года, а 17 октября 2005 года вновь поступил на военную службу по контракту, которую и проходит по настоящее время. При этом воинское звание «прапорщик» административному истцу присвоено в январе 1997 года.
Таким образом, судом установлено, что выслуга административного истца, проходящего военную службу в воинском звании «прапорщик», на 01 января 2005 года превышала три года.
Из уведомления о включении военнослужащего в реестр от 03 апреля 2009 года видно, что административному истцу присвоен регистрационный номер участника – №.
Согласно пункту 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года №655, внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы. В случае ошибочного открытия именного накопительного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Приказа МВД России от 28 декабря 2005 года №1059 на УРиС ГКВВ МВД России были возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России.
В силу пунктов 21, 25, 26 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной указанным выше приказом, основаниями для внесения изменений в реестр являются, в том числе, несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о включении военнослужащего в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника. При этом регистрирующий орган на основании полученных сводных таблиц изменений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления вносит изменения в реестр, а сведения об изменениях, внесенных в реестр, направляются в уполномоченный федеральный орган.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №449 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №800 создано ФГКУ «Росвоенипотека», находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), на которое возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с абзацем 28 приложения №2 к приказу Минобороны России от 08 июня 2005 года №225 «О документах, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба», действовавшему до 07 сентября 2017 года, в случае выявления факта включения военнослужащего в реестр по основаниям, не предусмотренным указанным перечнем, признаку категории участника данного военнослужащего присваивается значение «00».
Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года №157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом Росгвадии от 14 марта 2017 года № на Департамент возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, предоставлению таким участникам информации о состоянии их именных накопительных счетов.
Как видно из копии сопроводительного письма начальника УРиС тыла ГКВВ МВД России от 19 мая 2010 года № в указанный день должностное лицо направило руководителю ФГКУ «Росвоенипотека» сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России по утвержденной форме 5/НИС.
Согласно копии сведений по форме 5/НИС, предоставляемых за период с 21 апреля по 20 мая 2010 года, участнику накопительно-ипотечной системы с регистрационным номером №, родившемуся <дата>, присвоен новый номер – №.
Из копии паспорта Королева видно, что дата его рождения – <дата>.
Как усматривается из сообщения главного бухгалтера ФГКУ «Росвоенипотека» от 02 октября 2017 года №, 31 мая 2010 года на основании представленных сведений из УРиС тыла ГКВВ МВД России, указанных выше, именной накопительный счет административного истца аннулирован в связи с ошибочным включением военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Таким образом, судом установлено, что именной накопительный счет административного истца как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих был аннулирован уполномоченным органом на основании представленных сведений из УРиС тыла ГКВВ МВД России, отвечавшем на тот момент за функционирование накопительно-ипотечной системы во внутренних войсках МВД России.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общая выслуга административного истца на 01 января 2005 года превышала три года, решение должностных лиц УРиС ГКВВ МВД России и ФГКУ «Росвоенипотека» об аннулировании именного накопительного счета Королева является законным и обоснованным, поскольку он в силу прямого указания закона не может быть участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Между тем законодательное ограничение на участие административного истца в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих в силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не исключает возможности реализации им жилищных прав в иных формах.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Королева Андрея Валерьевича об оспаривании решения начальника Управления расквартирования и строительства тыла внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с аннулированием именного накопительного счёта участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Томский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Бурков