АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Курск Дело № А35-11189/2010
14 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.12.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 14.12.2010 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Орешко С.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области
к индивидуальному предпринимателю Орлову Сергею Валерьевичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя: Малыхина В.В. – представителя по доверенности № 032 от 18.01.2010г.,
от ответчика: Орлова С.В. – индивидуального предпринимателя,
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича (далее – ИПОрлов С.В.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель УГАДН по Курской области в судебном заседании поддержал заявленные требования.
ИП Орлов С.В. в судебном заседании факт совершения правонарушения и вину в его совершении признал, просил суд применить малозначительность.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд
установил:
Орлов Сергей Валерьевич, 27.11.1964 года рождения, место рождения: г. Курск, зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 03.08.1993г. за основным государственным регистрационным номером 304463218800044.
03.04.2006 Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП Орлову С.В. выдана лицензия АСС № 46-104339 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
11.10.2010г. государственным инспектором УГАДН по Курской области Малыхиным В.В. в соответствии с распоряжением (приказом) начальника УГАДН по Курской области №10-601-ГК от 17.09.2010г. была проведена внеплановая документарная проверка перевозочной деятельности ИП Орлова С.В., по результатам которой в его присутствии составлен Акт проверки №04061 от 11.10.2010г. и протокол об административном правонарушении №004281 от 11.10.2010 г.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- ИП Орлов С.В. не обеспечил контроль за соблюдением водителем Кудряшовым А.А. графика №2 утвержденного расписания движения автобуса по коммерческому маршруту №113 «АС Курск-Духовец», что не соответствует абзацу 1, п. 1, ст. 20, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»); п. 5.2.5, п. 5.8 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2; п. 3.4.3 Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих, перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. №27;
- ИП Орловым С.В. путевая документация ведется с нарушениями, а именно: в графе «ФИО индивидуального предпринимателя» указана фамилия и инициалы; в графе «ФИО водителя» указаны фамилия и инициалы; в заголовочной части путевых листов не проставлены печати или штампы ИП Орлова С.В., владеющего соответствующими АТС, что не соответствует п.п. 5, 7, 12 Приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 г. «Об утверждении обязательных реквизитов порядка заполнения путевых листов»;
- ИП Орлов С.В. не обеспечил проведение сверок с органами ГИБДД по допущенным ДТП и нарушениям ПДД водителями предприятия (журналы проведения сверок отсутствуют, сведения о их проведении не представлены), что не соответствует требованиям п. 3.4.3 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. №27 и п.п. 16, 18 постановления Правительства РФ от 29.06.1995 г. №647 «Об утверждении правил учета ДТП»;
- ИП Орлов С.В., являясь работодателем, не составляет графики работ (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену), что является нарушением п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. №15;
- ИП Орлов С.В. не обеспечивает планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, что не соответствует требованиям п. 2.2 Положения, утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 г. №27;
- ИП Орлов С.В. не обеспечил учет ДТП и нарушений ПДД (журналы учета отсутствуют), что не соответствует требованиям п. 3.4.3 Положения, утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 г. №27.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова С.В. к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007г. № ГК-938фс, Приказом УГАДН по Курской области от 31.08.2009г. № 32, изданными во исполнение ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу ст. 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п.4 ст. 24 Федерального закона №196-ФЗ).
Согласно п.п. 5.2.5., 5.8. Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.
В силу п. 3.4.3 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. №27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
Проверкой установлено, что ИП Орлов С.В. не обеспечил контроль за соблюдением водителем Кудряшовым А.А. графика №2 утвержденного расписания движения автобуса по коммерческому маршруту №113 «АС Курск-Духовец», а именно: водитель Кудряшов А.А, работающий у ИП Орлова С.В. по трудовому договору, осуществляя перевозку пассажиров по регулярному городскому маршруту №113 автобусом Газ-322132, гос.ном. АН 098 46, допустил отклонение от графика, сократил маршрут, не доехав до конечной остановки «АС Курск», высадил пассажиров на остановке «Типография».
Указанные нарушения подтверждаются копией путевого листа №016414, расписанием движения, объяснением водителя Кудряшова А.А., жалобой гражданина Блинова Ю.С. от 15.09.2010 г.
В соответствии с п.п. 5, 7, 12 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152 сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя.
В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
В ходе проверки установлено, что ИП Орловым С.В. путевая документация ведется с нарушениями, а именно: в графе «ФИО индивидуального предпринимателя» указана фамилия и инициалы; в графе «ФИО водителя» указаны фамилия и инициалы; в заголовочной части путевых листов не проставлены печати или штампы ИП Орлова С.В., владеющего соответствующими АТС.
Указанные нарушения подтверждаются копиями путевых листов №016414, №016558, №016846.
В соответствии с п.п. 15, 16, 18Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Как установлено в ходе проверки ИП Орлов С.В. не обеспечил проведение сверок с органами ГИБДД по допущенным ДТП и нарушениям ПДД водителями предприятия (журналы проведения сверок отсутствуют, сведения о их проведении не представлены).
Данное нарушение подтверждается актом приема документов от 07.10.2010г.
В соответствии с п. 4Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Проверкой установлено, что ИП Орлов С.В., являясь работодателем, не составляет графики работ (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену).
Данное нарушение подтверждается актом приема документов от 07.10.2010г.
В соответствии с п. 2.2Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Как установлено в ходе проверки ИП Орлов С.В. не обеспечивает планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации.
ИП Орлов С.В. не обеспечил учет ДТП и нарушений ПДД (журналы учета отсутствуют), что не соответствует требованиям п. 3.4.3 Положения, утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 г. №27.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, факт допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений зафиксирован в акте проверки №04061 от 11.10.2010г. и протоколе об административном правонарушении №004281 от 11.10.2010 г. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены индивидуальным предпринимателем; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела. Факт признания предпринимателем нарушений, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, отражен в протоколе об административном правонарушении и протоколе судебного заседания от 07.12.2010 г.
Доводы заявителя о применении малозначительности к совершенному им правонарушению не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Применение ст. 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В соответствии с п. 18 данного Пленума при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Всесторонне оценив обстоятельства допущенного предпринимателем административного нарушения, характер и степень общественной опасности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела и не оспаривается ИП Орловым С.В, суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
С учетом того, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливает ответственность вне зависимости от причинения правонарушением имущественного ущерба, с учетом характера охраняемых законом общественных отношений, количества и характера допущенных нарушений, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа в размере 3050 рублей
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.4, 4.2, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 167-170, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича, зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица 03.08.1993 г. за основным государственным регистрационным номером 304463218800044, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3050 рублей.
Индивидуальному предпринимателю Орлову Сергею Валерьевичу произвести уплату штрафа по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить копию решения для взыскания с индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича административного штрафа в сумме 3050 рублей судебному приставу-исполнителю.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не была подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья С.Ю. Орешко