Дело № 2-492/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» августа 2018 года г.Новосибирск
Советский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи- Протопоповой Е.Р.
При секретаре: Щетинском Ю.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Хоравы Т. Н. к Мэрии г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области о защите жилищных прав,
Установил:
Хорава Т.Н. первоначально обратилась в суд с иском к Администрации Советского района г.Новосибирска,в обоснование которого указала, что она состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с приказом главы администрации Советского района г. Новосибирска от 16.12.2015 г. № В нарушение требований закона до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен. Бездействием администрации Советского района г. Новосибирска нарушается её конституционное право на жилое помещение. Просила обязать администрацию Советского района г. Новосибирска предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м., по договору найма специализированного жилого фонда.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и привлек к участию в деле в качестве ответчиков Мэрию г.Новосибирска, Правительство Новосибирской области.
В процессе рассмотрения дела истец от исковых требований к Администрации Советского района г.Новосибирска отказался, данный отказ судом принят и производство по делу в части исковых требований к Администрации Советского района г.Новосибирска прекращено.
В последней редакции исковых требований истец просит суд обязать мэрию г. Новосибирска предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств бюджета Новосибирской области.
В судебном заседании Хорава Т.Н. на исковых требованиях настаивала, просил иск удовлетворить.
Представитель мэрии города Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Правительства Новосибирской области в судебное в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 87).
В силу пунктов 4,5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель министерства труда и социального развития Новосибирской области Мизина Е.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав истца,представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 3 статьи 1 указанного Федерального закона к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В силу абзаца 4 статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При обращении в суд иском о признании права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец, прежде всего, должен подтвердить наличие у него в юридически значимый период статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из их числа.
Из материалов дела следует, что родителя истицы Хорава Т.Н. были лишены родительских прав : отец Н.Ш. решением Большереченского районного суда Омской области от 18.04.06г и мать Н.М.-решением Омского районного суда Омской области родилась от 08.08.2006 года. Постановлением Главы Большереченского муниципального района № от 19.12.2006 г. Хорава Т.Н., была передана на воспитание в приемную семью.. В связи с переездом приемной семьи, Распоряжением Министерства образования Омской области от 12.03.2014г № Хорава Т.Н. была исключена из списка детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, при этом свое право на обеспечение жилым помещением не реализовала.
Данные факты установлены решением суда Советского района г.Новосибирска от 30.05.2014г и в силу ст.61 ГПК РФ не подлежат оспариванию и доказыванию вновь.
Вышеуказанным решением суда, за Хорава Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, для последующего предоставления жилого помещения в установленном порядке (л.д. 55-57).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав указанных лиц на имущество и жилое помещение.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ в указанный закон внесены изменения, согласно которым действие положений статьи 8 распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По общему правилу, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №59-ФЗ, реализация права указанных в нем категорий граждан на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер.
Таким образом, возникновение у лица права на получение жилого помещения ставится в зависимость не только от отнесения лица к определенной категории граждан, предусмотренной указанным Федеральным законом, но и от момента обращения в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список нуждающихся, которое может быть подано до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Приказом главы администрации Советского района г.Новосибирска от 18.08.2014г № Хорава Т.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.53,75)
Совокупность представленных истцом в дело доказательств свидетельствует о том, что Хорава Т.Н., а также её несовершеннолетняя дочь- Д.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, не имеют на территории Российской Федерации жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности или праве пользования по договору социального найма:
-Согласно Уведомления в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Хорава Т.Н., на объекты недвижимости в период с 01.01.1999 по 22.05.2018 отсутствуют (л.д. 97);
-Согласно Справке ОГУП «Техцентр НСО» сведения о наличии у Хорава Т.Н. права собственности на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.98);
-Согласно справке МКУ «ГЖА» Хорава Т.Н. право приватизации жилья на территории г.Новосибирска Новосибирской области не использовала(л.д.96);
-Согласно Уведомления в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Д.И., на объекты недвижимости в период с 01.01.1999 по 27.07.2018 отсутствуют (л.д. );
-Согласно Справке ОГУП «Техцентр НСО» сведения о наличии у Д.И. права собственности на недвижимое имущество отсутствуют ;
-Согласно справке МКУ «ГЖА» Д.И. право приватизации жилья на территории г.Новосибирска Новосибирской области не использовала.
Судом выяснялись обстоятельства не является ли Хорава Т.Н. и её дочь Д.И. членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, таких обстоятельств не установлено.
Как следует из материалов дела (паспорта истца) Хорава Т.Н. постойной регистрации по месту жительства на территории РФ не имеет, имеет только регистрацию по месту пребывания (л.д. 6,7).
Принимая во внимание приведенные выше доказательства и установленные на их основании фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в процессе рассмотрения настоящего дела по существу нашли свое подтверждение правовые основания для предоставления Хораве Т.Н. социальных гарантий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено судом, Хорава Т.Н.. в досудебном порядке обращалась в мэрию города Новосибирска по вопросу предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,однако жилоге помещение ей не предоставлено.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Таким образом, как следует из содержания приведенных выше норм права, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ.
При этом, ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащиеся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указания на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
В силу пункта 1 статьи 2 закона Новосибирской области №331-ОЗ от 05 июня 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 8 статьи 2 закона Новосибирской области №331-ОЗ от 05 июня 2013 года предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилым помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и так далее.
По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
Доводы мэрии города Новосибирска о недостаточном выделении субвенций из областного бюджета на указанные цели не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку данное обстоятельство не должно препятствовать реализации истицей своего права на обеспечение жильем.
Таким образом институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения вне связи со временем постановки на учет.
Учитывая изложенное, исковые требования Хоравы Т.Н. о предоставлении ей жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» уполномоченные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать в полном объеме передачу органам местного самоуправления финансовых средств из областного бюджета Новосибирской области, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
В силу указанных положений закона предоставление Хораве Т.Н. жилого помещения должно производиться за счет средств бюджета Новосибирской области путем предоставления мэрии города Новосибирска соответствующих субвенций.
При таких обстоятельствах, исковые требования обосновано заявлены к мэрии города Новосибирска, министерству социального развития Новосибирской области, правительству Новосибирской области и министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, поскольку указанные лица, каждый в своей области, будут в той или ной мере принимать участие в процедуре предоставления истцу жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хоравы Т.Н. удовлетворить.
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Хораве Тамаре Нугзаровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 30 квадратных метров за счет средств бюджета Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий (подпись) Е.Р.Протопопова
Мотивированное решение
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна: судья- Е.Р.Протопопова
Секретарь- Ю.О.Щетинский