Дело № 2-78/2020 (№ 2-2340/2019)
решение
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 13 января 2020 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Сивковой Е.Е.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика –администрации Кстининского сельского поселения <адрес> по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-78/2020 по иску ФИО1 к администрации Кстининского сельского поселения <адрес> о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии незаконными и взыскании удержанных сумм,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Кстининского сельского поселения <адрес> о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доплаты к пенсии незаконными и взыскании удержанных сумм.
В обоснование иска указано, что истец в период с <дата> по <дата> занимал выборную должность главы Кстининского сельского поселения <адрес>. <дата> ФИО1 обратился в администрацию поселения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (выборного должностного лица местного самоуправления). <дата> решением администрации Кстининского сельского поселения <адрес> *** истцу определен размер пенсии за выслугу лет с <дата> в размере 11504,80 руб. Распоряжением главы Кстининского сельского поселения от <дата> *** истцу определен размер доплаты к пенсии с <дата> в размере 11504,80 руб. При получении указанной доплаты к пенсии по старости истцу стало известно об удержании ответчиком с начисленной суммы доплаты налога на доходы физических лиц. Считает, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления, которая выплачивается за счет средств местного бюджета, должна быть освобождена от НДФЛ. Просит суд признать незаконными действия администрации Кстининского сельского поселения <адрес> по удержанию НДФЛ с доплаты к страховой пенсии по старости, а также взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 42 545 рублей, удержанные в качестве НДФЛ за период с <дата> по <дата>, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 1476,35 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании доводы и требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Кстининского сельского поселения <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что администрация Кстининского сельского поселения считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку по указанному вопросу имеется письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от <дата> ***, в соответствии с которым ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию, не подпадает под действие п.2 ст. 217 НК РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. В связи с этим, администрацией поселения удерживается НДФЛ с доплаты к пенсии ФИО1, как лица, замещавшего должность муниципальной службы, и который в последующем направлялся в Межрайонную ИФНС России *** по <адрес> в соответствии с действующим законодательством. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ежемесячная доплата к пенсии, установленная истцу, подлежит налогообложению, так как указанная выплата не подпадает под действие п.2 ст. 217 НК РФ в силу ч.1 ст.5 Конституции РФ, в которой сказано, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Из указанной статьи следует, что район не является субъектом РФ. В связи с чем полагает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, просил дело рассмотреть без участия представителя.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.217 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения): пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч.2 ст.39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст.72 (п.п. "ж", "з", "н" ч.1) Конституции РФ, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 ч. 1 ст.11 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.24 Федерального закона №25-ФЗ).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых, обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, размер государственной пенсии муниципального служащего, дополнительные гарантии муниципальным служащим осуществляются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, законодательством РФ органам местного самоуправления при наличии финансовой возможности предоставлена возможность устанавливать дополнительное пенсионное обеспечение.
Согласно ч.5.1 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Кировской области от 08.07.2008 №257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - доплата к пенсии).
Согласно ч.2 ст.5 вышеуказанного закона (ред. от 11.11.2016 – редакция, действующая на момент назначения истцу доплаты) право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим является государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых, обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии и являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
Решением <данные изъяты> от <дата> *** утверждено Положение «О статусе депутата Кстининской сельской Думы и главы муниципального образования Кстининское сельское поселение <адрес>» (далее – Положение).
Статьей 10 Положения, предусмотрено пенсионное обеспечение главы поселения в соответствии с <адрес> от <дата> ***-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», а именно указано, что глава поселения имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», либо оформленной досрочно в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».
Судом установлено, что <дата> ФИО1 был избран главой Кстининского сельского поселения, <дата> освобожден от занимаемой должности в связи с досрочным прекращением полномочий на основании Решения *** от <дата> <данные изъяты>, что подтверждается трудовой книжкой истца.
С <дата> бессрочно истцу назначена пенсия по старости на основании ст.6,8,15 ФЗ от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением администрации Кстининского сельского поселения <адрес> от <дата> ФИО1, как лицу, замещавшему должность выборного должностного лица местного самоуправления определен размер пенсии за выслугу лет с <дата> в размере 11504,80 руб.
На основании распоряжения администрации Кстининского сельского поселения <адрес> от <дата> *** ФИО1, замещавшему должность главы администрации Кстининского сельского поселения (выборное должностное лицо местного самоуправления) определен размер доплаты к пенсии с <дата> в размере 11504,80 руб.
Таким образом, устанавливая ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости лицу, замещающему муниципальную должность, устанавливая её размер в зависимости от срока замещения муниципальной должности, как части пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления, муниципальное образование возложило на себя дополнительные социальные обязательства, которые распространились на ФИО1
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на основании п.2 ст.217 НК РФ ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости ФИО1, как лицу, замещавшему муниципальную должность главы муниципального образования, выплачиваемая за счет средств бюджета муниципального образования, является одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, не подлежит налогообложению.
Данный вывод соотноситься с позицией, изложенной Президиумом Верховного суда РФ, указанной в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ *** (2018) (утв. Президиумом ВС РФ <дата>).
При указанных обстоятельствах суд признает действия ответчика по удержанию НДФЛ с доплаты к страховой пенсии по старости, установленной ФИО1, не соответствующими вышеуказанным положениям законодательства.
Из справок о доходах физического лица за <дата>. *** от <дата>, за <дата>. *** от <дата>, за <дата>. усматривается, что из доплаты к пенсии ФИО1 за период <дата> удержано 5 933 руб., за <дата>. удержано 17 947 руб., за <дата>. – 18 665 руб., что в сумме составляет 42 545 руб.
Оценивания все исследованные в ходе судебного заседания обстоятельства в их совокупности, суд считает возможным удовлетворить заявленные ФИО1 требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░ 42 545 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2020 ░░░░.