Решение по делу № 2-316/2018 (2-5379/2017;) ~ М-4649/2017 от 25.10.2017

Дело № 2-316/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 30 марта 2018 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Дружинина И.А.,

при секретаре Савицкой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску Поповой Марии Александровны к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Попова М.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование требований указано, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Каргопольского района от 26.12.1995 № 421 истцу был назначен опекун – Попова Г.Н. В 1998 году Попова Г.Н. освобождена от опекунских обязанностей, после чего истец была направлена в Каргопольский детский дом, а затем переведена в Шенкурскую специализированную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат, которую окончила в 2008 году. После окончания школы истец проживала у своего бывшего опекуна Поповой Г.Н. В 2010 году Попова Г.Н. отправила истца в монастырь, расположенный в деревне Ершовка Приморского района Архангельской области, где истец находилась до 2015 года. В настоящее время Попова М.А. проживает у своей двоюродной сестры – Рудневой Л.В. по адресу: <адрес>. 14.12.2016 истец обратилась в администрацию муниципального образования «Северодвинск» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Ответа на указанное заявление Попова М.А. не получила (л.д. 3).

Уточнив заявленные требования Попова М.А. просила суд обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить ей как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однокомнатную квартиру по договору социального найма, общей площадью не менее 14 кв.м. в городе Северодвинске за счет средств бюджета Архангельской области (л.д. 54).

В судебное заседание истец не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена судом надлежащим образом. Просила суд рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истца – Шестаков С.Г., действующий на основании доверенности, просил суд удовлетворить заявленное требование в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «Северодвинск» - Кухто Я.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования, поскольку истец не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городеСеверодвинске (л.д. 26).

Третьи лица – ГБОУ АО «Каргопольский детский дом», ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ», Правительство Архангельской области, ГБУЗ АО «Северодвинский психоневрологический диспансер», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что Попова М.А., родившаяся 30.12.1991, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Поповой М.А. – <данные изъяты> Решением Каргопольского районного суда Архангельской области от 22.01.2001 отец Поповой М.А. – <данные изъяты>

Постановлением главы администрации Каргопольского района от 26.12.1995 № 421 опекуном несовершеннолетней Поповой М.А. была назначена ее бабушка – Попова Г.Н.

Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский район» от 05.06.1998 № 254 Попова Г.Н. была освобождена от исполнения опекунских обязанностей по отношению к несовершеннолетней Поповой М.А., ребенок была направлена в государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каргопольский детский дом».

16.09.1999 Попова М.А. была направлена в Шенкурскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат, в которой обучалась до августа 2008 года.

Постановлением главы администрации Ухотского сельсовета от 23.12.1999 № 34 за несовершеннолетней Поповой М.А. была закреплена квартира и имущество, находящееся в деревне Ильино Ухотского сельсовета на период ее нахождения в школе-интернате, до достижения 18 летнего возраста.

Постановлением главы муниципального образования «Ухотское» от 14.02.2006 № 15 за несовершеннолетней Поповой М.А. была закреплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>

В настоящее время Попова М.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Жилыми помещениями на праве собственности истец не владеет, нанимателем жилого помещения не является.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, никем из сторон не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.

В силу статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Согласно части 1 статьи 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии с пунктом1 статьи155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункта1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей12 областного закона от 17.12.2012 №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В силу статей 45, 46 областного закона от 20.09.2005 №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам жилых помещений).

Согласно информации, полученной от администрации муниципального образования «Северодвинск», Попова М.А. до достижения возраста 23 лет за защитой своих жилищных прав не обращалась, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не включена.

В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, указано, что отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке их прав на обеспечение жильем, являются, в частности состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Попова М.А. с 1998 года наблюдалась врачем-психиатором «Северодвинского психоневрологического диспансера» с диагнозом <данные изъяты> С 2013 года истцу был установлен диагноз: <данные изъяты>. 19.02.2018 Попова М.А. переосвидетельствовалась в бюро МСЭ, истцу установлена <данные изъяты>

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пропуск истцом срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении произошел по объективным причинам, связанным с состоянием здоровья истца, не позволяющим самостоятельно реализовать предоставленное законом право.

При таких обстоятельствах, достижение истцом возраста 23 лет не может служить основанием для отказа в реализации ей права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено в период до достижения возраста 23 лет при наличии к тому законных оснований.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 11 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;

3) лица, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 4 статьи 13 названного Закона Архангельской области лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, в силу части 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Архангельской области определен механизм реализации лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое, исходя из обстоятельств дела, возникло у истца, однако, не реализовано по не зависящим от нее обстоятельствам.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которая была закреплена за истцом постановлением главы муниципального образования «Ухотское» от 14.02.2006 № 15, находится в собственности Поповой Г.Н. – бабушки истца (договор передачи квартиры в собственность от 24.03.2014, заключенный с администрацией муниципального образования «Ухотское»). Согласно поквартирной карточке, в указанной квартире зарегистрированы: Попова Г.Н., Попов Ю.В. (муж), Попов А.А. (внук). Общая площадь указанной квартиры составляет 44,7 кв.м (л.д. 96-97).

При изложенных обстоятельствах, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, у Поповой М.А. отсутствует объективная возможность для вселения и проживания в указанной квартире.

Иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, предоставленного на условиях социального найма либо находящегося в собственности истец не имеет, в связи с чем, остается не обеспеченной жилым помещением по месту жительства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, Попова М.А. с 2015 года зарегистрирован и проживает у своей двоюродной сестры – Рудневой Л.В. по адресу: <адрес>

Данное обстоятельство подтверждается представленной в дело копией свидетельства о регистрации по месту пребывания (л.д. 6), свидетельскими показаниями Рудневой Л.В. Ответчиком указанные обстоятельства не оспорены, в связи с чем, суд полагает их установленными.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖКРФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей14 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 15 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать, в том числе, следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Северодвинск», установлена решением муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 №18, и составляет 14 кв.м общей площади на одного человека.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры общей площадью не менее 14кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Северодвинск», отвечающего санитарным и техническим требованиям, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Принимая во внимание, что федеральным законом не установлен срок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа после возникновения у соответствующих граждан права на получение такого жилого помещения, суд приходит к выводу, что лица, относящиеся к указанной категории, подлежат обеспечению жилыми помещениями после возникновения у них соответствующего права. На основании изложенного, суд не соглашается с мнением третьего лица – Правительства Архангельской области о необходимости установления судом срока исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Поповой Марии Александровны к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать за Поповой Марией Александровной право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования Северодвинск за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Поповой Марии Александровне благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования Северодвинск за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Дружинина

Мотивированное решение по делу изготовлено 04 апреля 2018 года.

2-316/2018 (2-5379/2017;) ~ М-4649/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова М.А.
Ответчики
Администрация МО "Северодвинск"
Другие
ГБОУ АО "Каргопольский детский дом"
ГБОУ АО "Шенкурская СКОШИ"
ГБУЗ АО "Северодвинский психоневрологический диспансер"
Правительство Архангельской области
Суд
Северодвинский городской суд
Судья
Дружинин И.А.
25.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017[И] Передача материалов судье
25.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2017[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.12.2017[И] Предварительное судебное заседание
18.01.2018[И] Судебное заседание
14.03.2018[И] Судебное заседание
30.03.2018[И] Судебное заседание
04.04.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее