ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол
с. Верх-Усугли 23 ноября 2018 года
Судья Тунгокоченского районного суда Забайкальского края Т.Ю. Сенотрусова, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ в отношении Степанова М.В.,
УСТАНОВИЛ:
В производство Тунгокоченского районного суда Забайкальского края 23 ноября 2018 года поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ в отношении гражданина Степанова М.В..
При подготовке дела к рассмотрению установлено следующее.
03 сентября 2018 года ИДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Тунгокоченскому району В.В.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
14 ноября 2018 года и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Тунгокоченскому району Сосниным В.М. была составлена телефонограмма о передаче Степанову М.В. информации о необходимости явки в ОГИБДД по Тунгокоченскому району п. Вершино-Дарасунский для составления административного протокола 15 ноября 2018 года.
По результатам проведенного расследования и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Тунгокоченскому району Сосниным В.М. 15 ноября 2018 года составлен протокол № <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, в отношении гражданина Степанова М.В., в отсутствие правонарушителя, в связи с тем, что Степанов М.В. будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился в назначенное время.
Согласно представленной телефонограмме сведений о наличии ходатайств Степанова М.В. о его возможности присутствовать при составлении протокола, либо невозможности присутствия и рассмотрения в его отсутствие, отложения рассмотрения, а также иных ходатайств, телефонограмма не содержит.
Копия протокола об административном правонарушении от 15 ноября 2018 года направлена Степанову М.В. 15 ноября 2018 года заказным письмом (согласно сопроводительной ОМВД РФ по Тунгокоченскому району), однако сведений о принятии указанного протокола к отправке почтовой организацией материалы дела не содержат.
В соответствии с п.п. 3,5 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в частности, выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
По смыслу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является его явное несоответствие требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующей форму, содержание и процедуру составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу не было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, и по этой причине оно не явилось в назначенный срок, является существенным недостатком протокола, и порождает для судьи необходимость на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Как следует из материалов, гражданин Степанов М.В. надлежащим образом не был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, телефонограмма от 14.11.2018 г., на которую ссылается должностное лицо, вынесшее протокол об административном правонарушении, не содержит достаточных данных об извещении гражданина, сведений о наличии ходатайств Степанова М.В. о его возможности присутствовать при составлении протокола, либо невозможности присутствия и рассмотрения в его отсутствие, отложения рассмотрения, а также иных ходатайств, телефонограмма не содержит. На основании изложенного, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, подлежат возвращению должностному лицу, которым составлен протокол.
Согласно ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Как указано в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", в том случае, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, не явилось на рассмотрение дела либо должностным лицом, применившим меру обеспечения производства по делу в виде административного задержания, не обеспечено присутствие лица в судебном заседании, в соответствии с требованиями части 3 статьи 25.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении с другими материалами дела может быть возвращен в орган, должностному лицу, его составившим. При этом такое возвращение допустимо исключительно на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).
Поскольку материалы административного дела в отношении Степанова М.В., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, санкция за совершение которого предусматривает, в том числе административный арест, поступили в Тунгокоченский районный суд 23.11.2018 г., присутствие гражданина Степанова М.В. в судебном заседании обеспечено не было, материалы административного дела не содержат сведений об извещении Степанова М.В. о дате и времени рассмотрения протокола, судья приходит к выводу, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 25.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении с другими материалами дела должен быть возвращен должностному лицу, его составившего.
Кроме того, согласно части 8 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).
В силу части 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Как следует из объяснения Степанова М.В., отобранного у него 20.10.2018 г., на момент ДТП он являлся кандидатом в депутаты законодательного собрания по Карымскому району. Однако сведений об установлении обстоятельств наличия у гражданина Степанова статуса депутата либо зарегистрированного кандидата, должностными лицами, проводившим административное расследование и составившего протокол в материалы дела предоставлено не было.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Поскольку гражданин Степанов М.В. надлежащим образом не был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении 15.11.2018 г., телефонограмма от 14.11.2018 г., на которую ссылается должностное лицо, вынесшее протокол об административном правонарушении, не содержит достаточных данных об извещении гражданина, сведений о направлении протокола Степанову М.В. в материалах дела также не имеется, присутствие гражданина Степанова М.В. в судебном заседании обеспечено не было, материалы административного дела не содержат сведений об извещении Степанова М.В. о дате и времени рассмотрения протокола, должностными лицами, проводившим административное расследование и составившего протокол не установлено наличие у гражданина Степанова статуса депутата либо зарегистрированного кандидата, а выявленные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о существенных процессуальных нарушениях требований КоАП РФ и необходимости возвращения материалов об административном правонарушении в отношении правонарушителя Степанова М.В. по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 и частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.37 КоАП РФ от 15 ноября 2018 года и другие материалы дела в отношении Степанова М.В. должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении - и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Тунгокоченскому району Соснину В.М., - для устранения нарушений.
Судья Т.Ю. Сенотрусова