Дело № 2-394/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года Пермский край с. Елово
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Соломникова К.Э.,
при секретаре Кустовой А.В.,
с участием прокурора Фуриной Н.А.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Еловская детская школа искусств» Ш., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации Еловского муниципального района Пермского края Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя 11 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чайковскому и Еловскому муниципальным районам Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств», администрации <адрес> муниципального района Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств», администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно установить систему пожарнойц сигнализации, обеспечивающую дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; установить двери в складском помещении, соответствующие по пределу огнестойкости противопожарным дверям 2-го типа; оборудовать пути эвакуации в общем коридоре второго этажа материалами, соответствующие классу пожарной опасности К1, К0; обеспечить высоту эвакуационного выхода из коридора в лестницную клетку в свету не менее 1,9 м; обеспечить ширину проступи открытой лестницы 3-го типа не менее 25 см; обеспечить уклон открытой лестницы 3-го типа не более 1:1; оборудовать ступени открытой лестницы 3-го типа с применением штампованных элементов (тип Ш) или просечно-вытяжной стали (тип В); оборудовать настил площадки из сплошной рифленной стали (тип Ф); установить видеонаблюдение с обязательной регистрацией событий не менее 3-ех недель; установить охранное освещение по периметру здания; возложить на администрацию <адрес> муниципального района обязанность обеспечить финансирование затрат, необходимых для устранения требований законодательства о пожарной безопасности.
Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств», в ходе которой установлено следующее: в нарушение ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; в нарушение п. 1.136 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения» двери в складском помещении не соответствует по пределу огнестойкости противопожарным дверям 2-го типа (не менее EI 30); в нарушение п. 5.19 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 6.80, табл. 6.8 СНиП 31-6-2009 «Общественные здания и сооружения» на путях эвакуации в общем коридоре второго этажа материалы не соответствуют классу пожарной опасности К1, К0 (деревянные пандусы выполнены из горючих материалов); в нарушение п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в свету менее 1,9 м (составляет 1,77м); в нарушение п. 6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина проступи открытой лестницы 3-го типа менее 25 см (по факту 19 см), а уклон открытой лестницы 3-го типа составляет более чем 1:1; в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний» ступени открытой лестницы 3-го типа выполнены без применения штампованных элементов (тип Ш) или просечно-вытяжной стали (тип В) (выполнены из металлического прута), настил площадки выполнен не из сплошной рифленой стали (тип Ф) (выполнен из металлического прута). Также установлено, что в нарушение пп.21, 23 Требований не установлено видеонаблюдение, отсутсвует освещение по периметру.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> на удовлетворении своих требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств» Ш. с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласилась частично.
Представитель администрации <адрес> муниципального района Пермского края Ф. с исковыми требованиями согласилась, просила увеличить срок исполнения.
Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
Так согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и формы паспортов безопасности таких мест (далее Требования).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> совместно с заместителем начальника 11 ОНПР по Чайковскому и Еловскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств» законодательства о пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела в здании МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств», расположенного по адресу: <адрес> были выявлены нарушения правил пожарной безопасности:
- система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, ч. 7 ст. 83 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- двери в складском помещении не соответствуют по пределу огнестойкости противопожарным дверям 2-го типа (не менее EI 30), п. 1.136 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения»;
- на путях эвакуации в общем коридоре второго этажа материалы не соответствуют классу пожарной опасности К1, К0 (деревянные пандусы выполнены из горючих материалов), п. 5.19 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 6.80, табл. 6.8 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»;
- высота эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в свету не менее 1,9 м (составляет 1,77 м), п. 6.16.СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- ширина проступи открытой лестницы 3-го типа менее 25 см (по факту 19 см), п. 6.30* СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- уклон открытой лестницы 3-го типа составляет более чем 1:1, п. 6.30* СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- ступени открытой лестницы 3-го типа выполнены без применения штампованных элементов (тип Ш) или просечно-вытяжной стали (тип В) (выполнены из металлического прута), п. 4.6 ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний»;
- настил площадки выполнен не из сплошной рифленой стали (тип Ф) (выполнен из металлического прута) п. 4.6 ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний».
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод, что устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, является необходимым, поскольку свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара в эксплуатируемом здании школы. Не устранений администрацией образовательного учреждения выявленных нарушений является опасным для жизни и здоровья учащихся и работников школьного учреждения.
При этом суд исходит из того, что в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Суд полагает, что в данном случае имеет место угроза жизни и здоровью учащихся школы, их родителей и работников школьного учреждения, а с учетом особой группы субъектов, на которые распространяются в данном случае противопожарные требования - несовершеннолетние дети, находящиеся в местах массового их скопления, находит, что такое нарушение приводит к недопустимому риску для их безопасности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании в Российской Федерации охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пп. 1.10., 1.3 Устава МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств», утвержденного постановлением администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, находящееся у нее на праве оперативного управления, самостоятельный баланс. Учредителем и собственником имущества МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» является муниципальное образование - <адрес> муниципальный район. Полномочия и функции Учредителя школы от имени муниципального образования осуществляет администрация <адрес> муниципального района <адрес>.
В соответствии с п. 1.22 Устава МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» выполняет муниципальное задание, сформированное и утвержденное Учредителем. Контроль над выполнением муниципального задания осуществляет Учредитель. МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Согласно пп. 5.1., 5.11. Устава все имущество МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств», находящееся у нее на праве оперативного управления, отражается на самостоятельном балансе МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств». Собственником имущества является муниципальное образование - <адрес> муниципальный район. Полномочия собственника имущества МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» осуществляет Комитет имущественных отношений администрации <адрес> муниципального района <адрес>.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» осуществляется в виде субсидий из районного бюджета. Уменьшение объема субсидий, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» Учредителем или приобретенного МБОУ ДО «<адрес> детская школа искусств» за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе, земельные участки.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, о котором просит прокурор, с учетом количества выявленных нарушений и необходимости выделения финансовых средств, суд считает разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств»:
- установить систему пожарной сигнализации, обеспечивающую дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей это сигнал организации;
- установить двери в складском помещении, соответствующие по пределу огнестойкости противопожарным дверям 2-го типа;
- оборудовать пути эвакуации в общем коридоре второго этажа материалами, соответствующими классу пожарной опасности К1, К0;
- обеспечить высоту эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в свету не менее 1,9 м;
- обеспечить ширину проступи открытой лестницы 3-го типа не менее 25 см;
- обеспечить уклон открытой лестницы 3-го типа не более 1:1;
- оборудовать ступени открытой лестницы 3-го типа с применением штампованных элементов (тип Ш) или просечно-вытяжной стали (тип В);
- оборудовать настил площадки из сплошной рифленой стали (тип Ф);
- установить видеонаблюдение с обязательной регистрацией событий не менее 3-х недель;
- установить охранное освещение по периметру здания, в течение шести месяцев с момента выделения финансовых средств.
Обязать администрацию <адрес> муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств» финансирование вышеназванных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -