по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
п. Мари-Турек 27 декабря 2018 года
Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Попова Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района на постановление о назначении административного наказания от 05 декабря 2018 года ФИО1, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкиным А.Н., которым
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района,ИНН 1206005678, КПП 120601001, ОГРН 1141226000222, юридический адрес: Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, п. Мари-Турек, ул. Парковая, д. 5, |
привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкина А.Н. № от 05 декабря 2018 года муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района (далее – МУП «Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
МУП «Водоканал» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, указывая, что с постановлением не согласны, считают его незаконным. Просят постановление отменить, производство по делу прекратить.
В возражении на жалобу главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкин А.Н. указывает, что с жалобой не согласен, считает требования МУП «Водоканал» необоснованными. Считают, что привлекаемым лицом допущены нарушения в области безопасности и охраны труда, которые не могут являться малозначительными, так как представляют существенную угрозу общественным отношениям в сфере труда. В данном случае угроза общественным отношениям заключается в том, что допущены нарушения правил охраны труда. При назначении наказания в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ уже учтены смягчающие обстоятельства: совершение административного правонарушения впервые, в связи с чем назначен минимальный штраф. Просят жалобу директора МУП «Водоканал» оставить без удовлетворения, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкина А.Н. от 05 декабря 2018 года № - без изменения.
В судебном заседании законный представитель МУП «Водоканал» Хафизов Ф.М. жалобу поддержал, пояснил, что нарушения при проведении расследования несчастного случая допущены в связи с недостаточностью знаний в области порядка его проведения. Ссылаясь на тяжелое финансовое положение юридического лица, просил назначенное наказание в виде административного штрафа изменить на предупреждение.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкин А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения законного представителя МУП «Водоканал», исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №, проверив доводы жалобы с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которым судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с ч. 1 ст. 227 Трудового кодекса РФ установлено, что расследованию и учету в соответствии с главой 36 названного Кодекса подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат, в частности, события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя (ч. 3).
На основании ч. 1 ст. 228 Трудового кодекса РФ при несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 названного Кодекса.
В ст. 228.1 Трудового кодекса РФ предусмотрены действия работодателя по информированию соответствующих уполномоченных органов о несчастном случае.
Статьей 229 Трудового кодекса РФ регламентирован порядок создания комиссии для расследования несчастного случая, его состав.
Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения (приказа) руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Республике Марий Эл от 05 сентября 2018 года № в отношении МУП «Водоканал» в период с 05 сентября 2018 года по 02 октября 2018 года проведена внеплановая документарная проверка, основанием для которой явилось причинение вреда жизни, здоровью гражданина в результате несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2., <данные изъяты> составлен акт проверки №
05 декабря 2018 года в связи с выявленными нарушениями положений ст. 228, ст. 228.1, ст. 229 Трудового кодекса РФ, п. 3, п. 5, п. 8 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года № 73, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) в отношении МУП «Водоканал» составлен протокол № № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Основанием для привлечения МУП «Водоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ послужило нарушение порядка проведения расследования несчастного случая: для установления степени тяжести повреждения здоровья ФИО2 медицинское заключение формы № получено только 20 сентября 2018 года; извещение о несчастном случае не было направлено в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; расследование несчастного случая проведено без привлечения государственного инспектора труда, представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оценка доказательств по любому делу об административном правонарушении предполагает оценку собранных по делу доказательств в соответствии с данной нормой, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Исследование и оценка доказательств по настоящему делу произведены должностным лицом с нарушением требований полноты и всесторонности исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.
В постановлении о назначении административного наказания от 05 декабря 2018 года № указано, что вина МУП «Водоканал» подтверждается: актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 02 октября 2018 года № протоколом об административном правонарушении от 05 декабря 2018 года №, материалами расследования.
При этом в обжалуемом постановлении должностное лицо ссылается на приказ по МУП «Водоканал» от 30 июля 2018 года № 25 о создании комиссии по расследованию несчастного случая; акт о несчастном случае на производстве № 1 от 20 сентября 2018 года; медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, выданное ГБУ Республики Марий Эл «<данные изъяты> центральная районная больница» 20 сентября 2018 года.
Вместе с тем, названные документы не отвечают требованиям ст. 26.7 КоАП РФ, поскольку в представленных материалах дела имеются лишь их светокопии, не заверенные в установленном законом порядке. Постановление о назначении административного наказания было вынесено на основе имеющихся светокопий материалов дела, в связи с чем нельзя говорить о полноте и достоверности представленных и исследованных по делу документов.
Сведения о том, что данные копии сверены с подлинниками, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку документы не отвечают предъявляемым к ним требованиям, на их основе не мог быть постановлен вывод о виновности привлеченного к административной ответственности юридического лица.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ выводы о совершении МУП «Водоканал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сделаны должностным лицом без выяснения всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, в связи с существенным нарушением процессуальных требований постановление о назначении административного наказания от 05 декабря 2018 года № в отношении МУП «Водоканал», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкина А.Н. № от 05 декабря 2018 года о привлечении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Мари-Турекского муниципального района к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить и возвратить дело на новое рассмотрение главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Ветошкину А.Н.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.Г. Попова