Решение по делу № 2-163/2015 ~ М-1125/2015 от 13.03.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное 07 апреля 2015 года

Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куцаенко И.С.,

с участием:

помощника прокурора Апанасенковского района Ставропольского края – Береговой О.А.,

представителя ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района – Головахиной Л.И.,

представителя третьего лица Администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края – Гончарова О.Н., действующего по доверенности,

представителя третьего лица отдела образования Администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края – Катыгроб Е.И., действующей по доверенности,

при секретаре – Гладкой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края об обязании по принятию мер по финансированию мероприятий по приобретению системы телевизионного видеонаблюдения, установлении системы телевизионного видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края об обязании по принятию мер по финансированию мероприятий по приобретению системы телевизионного видеонаблюдения, установлении системы телевизионного видеонаблюдения, мотивировав заявленные требования следующим.

Прокуратурой района в порядке контроля проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Ромашка» с. Рагули в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона Российской Федерации от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункту 5.39 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» утвержденного Приказом Минрегиона от <дата> для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы» 112».

Дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 6 «Ромашка» с. Рагули является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних.

В целях исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в дошкольном учреждении проводится профилактическая работа среди педагогов, техперсонала, имеются уголки «Безопасность общеобразовательного учреждения», проводятся различные мероприятия по противодействию терроризма, разработаны схемы эвакуации из здания, разработан план антитеррористической защищенности, в детском саду установлена пожарная сигнализация.

Однако, принятых мер в целях предупреждения терроризма недостаточно для обеспечения целей и задач федерального законодательства о противодействии терроризму, поскольку охрану учреждений в ночное время осуществляют сторожа, в дневное время охрана фактически отсутствует, уборщик помещений проводит запись в журнале регистрации посетителей, но ответственности за безопасность в учреждении не несет.

Охрана здания учреждения на должном уровне не осуществляется, поскольку сторожа, уборщики помещений не обладают специальными навыками, подготовкой, по должностным инструкциям на них возложено осуществление иных функций, право на ношение оружие, специальных средств у них не имеется.

Таким образом, в дошкольном общеобразовательном учреждении района отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение, в связи с чем нарушается один из основных принципов федерального законодательства «О противодействии терроризму» - приоритет мер по предупреждению терроризма, что не позволяет в полной мере обеспечить безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, система видеонаблюдения, кроме того, обеспечит возможность выявлять, пресекать возможные криминальные проявления в общеобразовательных учреждениях. Отсутствие системы видеонаблюдения свидетельствует о возможности проникновения на территорию учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровья детей и персонала учреждения.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого может явиться причинения вреда здоровью людей, их массовая гибель, уничтожение имущества.

Согласно требованиям Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.

Кроме того, прокуратурой района <дата> в адрес начальника отдела образования Администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности, представление рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В связи с чем, полагает необходимым обязать Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края принять меры по финансированию мероприятий по приобретению системы телевизионного (видео) наблюдения, обязать установить системы телевизионного (видео) наблюдения в срок до – <дата> года.

В судебном заседании старший помощник прокурора Апанасенковского района Береговая О.А. поддержала заявленные исковые требования, уточнив в части, обязания установки одной видеокамеры на центральный вход здания детского сада в течении 1 месяца с момента выделения отделом образования Апанасенковского муниципального района, денежных средств.

Представитель ответчика директор МКДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края Головахина Л.И. действующая на основании устава, в удовлетворении заявленных требований прокурора Апанасенковского района Ставропольского края не возражала, в судебном заседании пояснила, что согласна с требованиями прокурора относительно установки видеокамеры в целях обеспечения безопасности воспитанников детского сада, однако денежные средства на их установку в бюджете отсутствуют, поэтому согласна на установку видеокамеры в течении 1 месяца с момента выделения денежных средств.

Представитель третьего лица Администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края – Гончаров О.Н., действующий по доверенности, представил отзыв на исковое заявление, в удовлетворении уточненных исковых требований не возражал, пояснив, что Бюджет Апанасенковского района высокодотационен (более <данные изъяты>%) и напрямую зависит от бюджета Ставропольского края. Бюджет Апанасенковского района на <дата> годов просчитан, исходя из базы <дата> года с учетом индексации только по коммунальным услугам и заработной плате, просил суд при вынесении решения учесть данные обстоятельства.

Представитель третьего лица отдела образования Администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края – Катыгроб Е.М., в удовлетворении уточненных исковых требований не возражала, уточнив, что на установлении видеокамеры необходимы денежные средства, которые должны быть выделены из Бюджета района, в настоящее время бюджет утвержден и изменения в него внести невозможно. Расходы по установке видеокамер наружного наблюдения в бюджете не учтены. Просила при вынесении решения учесть данное обстоятельство.

Выслушав прокурора, представителя ответчика Головахину Л.И., представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к мнению об удовлетворении исковых требований.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Из п.3 п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства участники конвенции обеспечивают, в лице учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, соответствие нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от <дата> года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 вышеуказанного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ <дата> года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Из п.1.7 Устава МКДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района следует, что его собственником является Апанасенковский муниципальный район Ставропольского края, а из п.1.8 следует, что Учредителем является администрация Апанасенковского муниципального района Ставропольского края. Отдельные функции и полномочия Учредителя осуществляет отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края (п.1.10 Устава).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона Российской Федерации от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.1, п.3, п.7, п.12 ст.2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на: обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Из ч.7 ст.28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015), образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из материалов дела следует, что <дата> в адрес прокурора Апанасенковского района отделом образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края предоставлена информация, согласно которой в образовательный комплекс входят <данные изъяты> учреждения образования, каждое имеет паспорт комплексной, антитеррористической безопасности. Системами видеонаблюдения оснащены лишь <данные изъяты> общеобразовательные школы района, планируется выделение дополнительных средств в <дата> году на установку камер видеонаблюдения на входе каждого дошкольного образовательного учреждения (л.д.7-8).

Из акта (л.д.9-11) антитеррористической защищенности образовательных организаций Апанасенковского муниципального района Ставропольского края следует, что из общего числа из <данные изъяты> дошкольных учреждений, <данные изъяты> оснащены системами видеонаблюдения в соответствии с приказом Министерства энергетики от <дата> .

Согласно представления прокурора Апанасенковского района Ставропольского края от <дата> (л.д.12-13) «Об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности» на имя начальника отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края вынесено требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений Федерального закона от <дата> №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от <дата> №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и привлечении к дисциплинарной ответственности директоров дошкольных учреждений.

Согласно приказа №64л/с (л.д.15), вынесенного <дата> отделом образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, на основании представления прокурора Апанасенковского района Ставропольского края «Об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности» от <дата> года, заведующая МКДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» привлечена к дисциплинарному взысканию, в виде замечания.

Согласно предоставленной информации МКДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района от <дата> в дошкольном учреждении в <дата> году планируется установка системы видеонаблюдения (л.д.17).

В соответствии с п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от <дата> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность, на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.

В силу ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Письмом Рособразования от <дата> «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

Согласно устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения детский сад №6 «Ромашка» с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение детский сад №6 «Ромашка» с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края - является некоммерческой организацией, юридическим лицом с момента регистрации, учредителем является Администрация Апанасенковского муниципального района. Имущество закреплено за детским садом №6 «Ромашка» с. Рагули на праве оперативного управления, полномочия собственника имущества, на праве оперативного управления, осуществляет администрация Апанасенковского муниципального района и частично отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района.

Исходя из п. 1.16 Устава Учреждение несет ответственность, в том числе, охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Из вышеизложенного следует, что МКДОУ «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края наделен правовыми полномочиями и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении.

При этом, действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с отсутствием финансирования, следовательно отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Таким образом, суд исходя из смысла закона согласно которому, осуществляя деятельность, связанную с применением законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Прокурора Апанасенковского района Ставропольского края об обязании Муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края по принятию мер к финансированию мероприятий по приобретению системы телевизионного видео наблюдения, установлении одной видеокамеры наблюдения на центральный вход детского сада №6 «Ромашка» с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к Муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края об обязании принятия мер к финансированию мероприятий по приобретению системы телевизионного видеонаблюдения и установлении одной видеокамеры наблюдения на центральный вход детского сада №6 «Ромашка» с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края принять меры к финансированию мероприятий по приобретению системы телевизионного видеонаблюдения.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №6 «Ромашка» с.Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, с момента выделения Отделом образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края денежных средств установить одну видеокамеру наблюдения на центральный вход детского сада №6 «Ромашка» с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: И.С. Куцаенко

2-163/2015 ~ М-1125/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Береговая Ольга Анатольевна
прокурор апанасенковского района
Ответчики
Головахина Людмила Ивановна
МУ детский сад № 6 "ромашка"
Другие
администрация апанасенковского района
Катыгроб Елена Михайловна
отдел образования апанасенковского района
Гончаров Олег Николаевич
Суд
Апанасенковский районный суд
Судья
Куцаенко Ирина Сергеевна
13.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2015[И] Передача материалов судье
17.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2015[И] Судебное заседание
07.04.2015[И] Судебное заседание
07.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2015[И] Дело оформлено
08.05.2015[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее