Дело № 2а-195/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Газимурский Завод 10 октября 2018 года
Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе судьи Намнановой А.Г.,
при секретаре Лукьяновой Н.А.,
с участие заместителя прокурора Газимуро-Заводского района Бабужапова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Газимуро - Заводского района Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Будюмканская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» о признании действия незаконным и обязании осуществить определенные действия,
Установил:
Прокурор Газимуро-Заводского района Забайкальского края обратился в Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ Будюмканская ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований законодательства Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Установлено, что надворный туалет образовательной организации является не отапливаемым, не имеет водонепроницаемого выгреба, не обеспечен мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, вентиляция естественная, что не соответствует требованиям санитарных Правил. Образовательной организацией не созданы безопасные условия обучения и воспитания, обучающихся в соответствии с установленными нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст. 43 Конституции Российской Федерации. Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы. На основании изложенного просит признать незаконным действия МБОУ Бюдюмканская ООШ по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать МБОУ Бюдюмканская ООШ в срок до 01.05.2019 обеспечить наличие отапливаемого туалета с вентиляцией, освещением, мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, т.е. в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ, обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» профинансировать МБОУ Бюдюмканская ООШ для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 01.05.2019.
В судебном заседании административный истец – зам. прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края Бабужапов В.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на его доводы и дополнений не имел.
В судебное заседание представитель ответчика МБОУ Будюмканская ООШ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора района признает в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление.
В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора района признает в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление.
Суд, на месте вынес определение о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав мнение административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья деления, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 28 Закона №52 в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации в порядке за невыполнение или не надлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании требований пункта 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.
К ранее построенным надворным (уборным) туалетам общеобразовательных организаций применяются требования Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72.
На основании пункта 4 указанных Правил в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.
Люфт-клозет - внутридомовая теплая уборная с подземным выгребом, в который фекалии поступают через сточную (фановую) трубу. Вентиляция осуществляется через специальный люфт-канал, примыкающий к обогревательным устройствам, а выгребной люк располагается снаружи (приложение А к СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения).
Также согласно указанным выше правилам уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.
В своем сообщении Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» указывает, что в летний период 2019 года планируется строительство теплого надворного туалета в МБОУ Бюдюмканская ООШ.
По сведениям МБОУ Бюдюмканская ООШ строительство теплого туалета в МБОУ Бюдюмканская ООШ, запланировано на 2019 год, направлено заявление в Администрацию МР «Газимуро-Заводский район» о проведении строительных работ, финансировании, определено место для пристройки отапливаемого туалета.
Как установлено в судебном заседании в настоящее время, надворный туалет образовательной организации МБОУ Бюдюмканская ООШ является не отапливаемым, не имеет водонепроницаемого выгреба, не обеспечен мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, вентиляция естественная, что не соответствует требованиям вышеуказанных санитарных Правил.
По информации ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды» среднемесячная температура воздуха на территории края с октября по апрель месяц отрицательная, при этом, начиная с ноября по февраль месяц, составляет от -15 до -30 градусов Цельсия. Посещение детьми школьного возраста надворных туалетов в холодное время года негативно влияет на их здоровье, приводит к высокому риску переохлаждения. Факт переохлаждения в зимний период времени способствует обострению хронических заболеваний мочевыделительной системы у детей, состоящих на диспансерном учете, а также увеличивает риск развития первичных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек.
Таким образом, образовательной организацией не созданы безопасные условия обучения и воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст.43 Конституции Российской Федерации.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МБОУ Бюдюмканская ООШ.
Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы.
Действия административного ответчика, по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст.43 Конституции Российской Федерации.
Следовательно, административный иск прокурора Газимуро-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Бюдюмканская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» о признании действия незаконным и обязании осуществить определенные действия, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 36,65,157, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Бюдюмканская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» о признании действия незаконным и обязании осуществить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Бюдюмканская основная общеобразовательная школа по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бюдюмканская основная общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие отапливаемого туалета с вентиляцией, освещением, мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, т.е. в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ.
Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бюдюмканская основная общеобразовательная школа для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья Намнанова А.Г.