Решение по делу № 33а-6162/2016 от 13.10.2016

Апелляционное дело № 33а-6162/2016

Судья Архипова Н.В.

А П ЕЛ Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2016 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республикив составе председательствующего Губаревой С.А.,

судей Арслановой Е.А., Ярадаева А.В.,

при секретаре Зайцеве И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Михайлова Е.А., Портнова А.И. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным проекта планировки территории и проекта межевания территории микрорайона в части, о возложении обязанности внести изменения в проект планировки и в проект межевания территории микрорайона, поступившее по апелляционной жалобе Михайлова Е.А., Портнова А.И. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 августа 2016 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Михайлова Е.А., Портнова А.И. к администрации г. Чебоксары ЧР о признании незаконным проекта планировки территории и проекта межевания территории микрорайона 1Б центральной части г. Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 24 февраля 2015 г. № 603, в части уменьшения границ земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером на <данные изъяты> кв.м. с координатами точек 5, 6, 7,9, н1, 2н,3, 4, 5, о возложении обязанности внести изменения в проект планировки территории и проекта межевания территории микрорайона 1Б центральной части г. Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 24.02.2015 № 603, установив границы земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в следующих точках координат согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Земля», т.т. 1-16, отказать.

Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Михайлов Е.А. и Портнов А.И. обратились к администрации города Чебоксары с уточненным административным исковым заявлением о признании незаконными проекта планировки территории и проекта межевания территории микрорайона в части, о возложении обязанности внести изменения в проект планировки и в проект межевания территории микрорайона.

Они мотивировали свои требования следующими обстоятельствами. В целях формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, непосредственно для его эксплуатации и обслуживания, ООО ТСЖ «Успех» обратилось в администрацию города Чебоксары с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории по улице <адрес>, г. Чебоксары. Письмом от 09 ноября 2015 года № 14075/2915 Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары отказало в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием размера и местоположения формируемого земельного участка утвержденному постановлением администрации города Чебоксары от 24 февраля 2015 г. № 603 проекту межевания территории. Отказ был связан с тем, что согласно утвержденным проекту планировки территории и проекту межевания территории на земельном участке с поворотными точками 30, 31, 41, 42. 43 (таблица 1.1.1 раздела 1.3 проекта межевания территории) планируется строительство многоквартирного жилого дома поз.5А (номер участка 6 (л.д. 44)). При этом границы земельного участка, выделенного под строительство нового дома, налагаются на границы земельного участка, на котором расположен жилой дом по <адрес>. Михайлов Е.А. и Портнов А.И., являясь собственниками жилых помещений в доме <данные изъяты> (соответственно, квартир <данные изъяты> и <данные изъяты>), считают, что утвержденные постановлением администрации г.Чебоксары от 24 февраля 2015 года № 603 проект планировки территории и проект межевания территории микрорайона 1Б центральной части г. Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, нарушают их права и законные интересы, как собственников жилых помещений данного жилого дома, поскольку создают препятствия для оформления и использования земельного участка по указанному адресу той площадью, на которую собственники помещений в жилом доме вправе претендовать по закону. Оспариваемые проекты уменьшают границы земельного участка, который был изначально предоставлен для строительства многоквартирного жилого дома, а в последующем при вводе дома в эксплуатацию был учтен при оценке параметров благоустройства прилегающей территории. Так, на отчуждаемой части земельного участка располагаются детская площадка и другие элементы озеленения и благоустройства, наличие которых предусматривалось проектной документацией по строительству указанного многоквартирного жилого дома, и которые по закону принадлежат жильцам этого дома. В случае изъятия части земельного участка собственники помещений жилого <адрес> будут фактически незаконно лишены их общей собственности- детской площадки и других элементов благоустройства. Считая свои права нарушенными, они обратились в суд с вышеназванными требованиями.

В итоге, Михайлов Е.А. и Портнов А.И. с учетом последующего уточнения просили суд о признании незаконными проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона 1Б центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, утвержденных постановлением администрации г.Чебоксары от 24 февраля 2015 года № 603, в части уменьшения границ земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. с кадастровым номером 21:01:000000:10 на 771 кв.м. со следующими координатами точек: т. 5 -Х-408517.26, Y-1231769.53; т. 6 - Х-408520.48, Y-1231780.79; т. 7 - X-408522.70, Y-1231791.32; т. 8 - Х-408525.36, Y-1231802.83; т. 8 - Х-408525.36, Y-1231802.83; т. 9 - Х-408529.73, Y-1231820.07; т. 1н - Х-408522.91. Y-1231823.06; т. 2н - Х-408496.91, Y-1231765.03; т. 3 - Х-408508.04, Y-1231760.21; т. 4 - Х-408512.63, Y-1231771.42; т. 5 - Х-408517.26, Y-1231769.53; о возложении обязанности внести изменения в проект планировки территории и проект межевания территории микрорайона 1Б центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 24 февраля 2015 г. № 603, установив границы земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в следующих точках координат согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Земля»: т. 1 - Х-408492, Y-1231761; т. 2 - Х-408494, Y-1231766; т. 3 - Х-408508, Y-1231760; т. 4 - Х-408513, Y-1231771; т. 5 - Х-408517, Y-1231770; т. 6 - X-408520, Y-1231781; т. 7 - Х-408523, Y-1231791; т. 8 - Х-408525, Y-1231803; т. 9-Х-408530, Y-1231820; т. 10 -Х-408492, Y-1231837; т. 11 -Х-408490, Y-1231834; т. 12 -Х-408472, Y-1231797; т. 13 -Х-408473, Y-1231795; т. 14 - Х-408470, Y-1231796; т. 15 - Х-408468, Y-1231790; т. 16 - Х-408461, Y-1231775; т. 1-Х-408492, Y-1231761.

Судом принято вышеназванное решение, с которым не согласились административные истцы, обратившиеся в суд с апелляционной жалобой. В ней истцы ссылаются на то, что суд необоснованно указывает на непредставление ими достоверных и достаточных доказательств нарушения их права. По их мнению, материалами дела подтверждается, что в случае отказа в удовлетворении их требований из владения собственников помещений в жилом доме будут изъяты детская площадка и иные элементы благоустройства, которые расположены на части спорного земельного участка. При оценке оспариваемых проектов судом не учтено, что планируемый для закрепления за жилым домом земельный участок не соответствует нормативам СНиП, местным нормативам градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа», утвержденным 14.06.2012 решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики № 625 (п.п. 2.2.30, 2.2.31). Также судом не учтено, что в силу действующего законодательства, даже если земельный участок под жилым многоквартирным домом не сформирован и находится в собственности муниципального образования, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок, занятый жилым домом и необходимый для его использования. В силу положений ч. 1 ст. 36 ЗК РФ именно собственники помещений в жилом доме вправе владеть и пользоваться указанным земельным участком, как общим имуществом. При этом в силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых действий органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, организацию или должностное лицо. Также необоснованными являются выводы суда о пропуске ими срока для обжалования оспариваемого постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевания, который не может быть восстановлен. Истцам о вынесенном постановлении стало известно только 09.11.2015 года из письма Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, адресованного ТСЖ «Успех». Поскольку читаемой схемы, из которой было бы видно месторасположение формируемых земельных участков, в общем доступе не существует, истцы не могли узнать о нарушении своего права раньше, в том числе из публикаций в газете «Вестник органов местного самоуправления» от 04.03.2015 или на сайте администрации г. Чебоксары.

Проверив законность и обоснованность судебного решения, выслушав административных истцов Михайлова Е.А. и Портнова А.И., поддержавших доводы своей жалобы, представителей заинтересованных лиц Муниципального бюджетного учреждения «Управление территориального планирования» Шернюкова Д.Н., Муниципального казенного учреждения «Земельное управление» Ахрамеева А.А., просивших оставить решение районного суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 22 КАС РФ, регулирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Между тем, проекты планировки и межевания территорий относятся к муниципальным нормативным правовым актам, поскольку обладают признаками нормативно-правового документа.

Согласно п. 9 Постановления № 48 от 29.11.2007 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Проекты планировки и межевания территорий регулируют общественные отношения, предназначены для неопределенного круга лиц и неоднократного применения, в связи с чем их оспаривание может быть осуществлено в соответствии с гл. 21 КАС РФ, регулирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Содержание таких муниципальных нормативных правовых актов, как проект планировки и проект межевания подробно регламентировано в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории.

В процессе подготовки документации по планировке территории осуществляется разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч.5 ст. 41 ГрК РФ).

Ст. 42 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В силу положений ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

- красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории и линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

- границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;

- а также границы территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территорий, зон действия публичных сервитутов.

В проекте межевания территории также должны быть указаны:

- площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей;

- образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;

- вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ.

В составе проектов межевания территорий может осуществляться подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков.

Из материалов гражданского дела усматривается, что 24 февраля 2015 г. Постановлением администрации г. Чебоксары № 603 утверждены проект планировки и проект межевания территории микрорайона 1Б центральной части г. Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского и пер. Студенческий. Утверждению проекта предшествовала процедура, предусмотренная законом.

О своем постановлении от 21.11 2014 № 148 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории микрорайона 1Б центральной части г. Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий» администрация г. Чебоксары известила заинтересованных лиц в газете «Чебоксарские новости» от 25.11.2014 № 129 и на официальных сайтах управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и Чебоксарского городского Собрания депутатов.

25 декабря 2014 года состоялись публичные слушания по проекту планировки и
проекту межевания вышеназванной территории, что подтверждается заключением заместителя главы администрации г. Чебоксары по вопросам архитектуры и градостроительства о результатах публичных слушаний от 26 декабря 2014 года.

Результаты публичных слушаний опубликованы в газете «Чебоксарские новости» от 30.12.2014 № 145.

После утверждения проектов планировки и межевания указанной территории постановлением № 603 администрации г. Чебоксары от 24.02.2015, 16.09.2015 ТСЖ «Успех», осуществляющее функции по управлению многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес>, обратилось в администрацию города с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровом плане территории, в границах, указанных в прилагаемой к заявлению схеме, подготовленной ООО «Земля».

Данное заявление не было удовлетворено. Письмом от 09.11.2015 № 14075/2915 Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары сообщило товариществу, что утверждение представленной схемы невозможно ввиду ее несоответствия утвержденному проекту межевания. При этом администрация г. Чебоксары сослалась на положения п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Так, образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется согласно ст. 11.3 ЗК РФ в соответствии проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с ГрК РФ, и только при отсутствии такого проекта – в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.

Считая, что утвержденные проекты планировки и межевания территории нарушают их права на формирование земельного участка той площадью, которая необходима для обслуживания и эксплуатации жилого дома, в котором они проживают, истцы обратились с административным иском, в котором просят возложить на ответчика обязанность внести в проект планировки и межевания изменения в части, касающейся границ формируемого ими земельного участка. Кроме этого, они просят установить границы земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в определенных точках координат согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Земля».

Между тем, споры об установлении границ земельного участка, относятся к спорам о правах на недвижимое имущество и не могут быть рассмотрены в рамках оспаривания нормативного правового акта или оспаривания действий (бездействия) органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В силу п.п.1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного иска в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым прекратить производство по требованию Михайлова Е.А. и Портнова А.И. к администрации г. Чебоксары о возложении на ответчика обязанности внести изменения в проект планировки и проект межевания территории микрорайона 1Б центральной части г. Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 24.02.2015 № 603, установив границы земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в точках координат №№1-16, согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Земля», поскольку данные требования, свидетельствующие о наличии спора о праве, могут быть предъявлены истцами только в рамках гражданского иска.

Рассматривая требования истцов о признании незаконными проектов планировки и межевания территории спорного микрорайона в части уменьшения границ земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> на <данные изъяты> кв.м., с координатами точек 5, 6, 7, 9, н1, 2н, 3, 4, 5, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из положений ст.ст. 42, 43 ГрК РФ, и представленного суду проекта планировки и межевания территории, данный проект не содержит сведений о земельных участках, занятых жилыми домами уже введенными в эксплуатацию. Оспариваемые проекты в соответствии с вышеприведенными положениями закона содержат лишь ту информацию, которая предусмотрена законом, а именно- сведения об образуемых и изменяемых земельных участках и их частях. Очевидно, что формирование новых земельных участков, предназначенных для последующей застройки, может иметь место только с учетом местоположения земельных участков, занятых жилыми домами и необходимых для их использования.

Между тем, земельный участок под жилым домом по <адрес> в <адрес>, не был сформирован на момент утверждения оспариваемых проектов и, соответственно, не мог быть в результате такого утверждения уменьшен.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Также в силу ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Согласно правовой позиции, содержащейся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда, Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При этом по смыслу положений ст. 16 ФЗ 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, а собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома. В этих случаях они, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В соответствии с положениями ч.ч. 3 -5 ст. 16 ФЗ № 189-ФЗ, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование такого земельного участка осуществляется органами местного самоуправления и с момента его формирования и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в доме.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П2 часть 3 ст. 16 ФЗ № 189-ФЗ в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции РФ. Собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Таким образом, поскольку на данный момент земельный участок под жилым домом по <адрес> в <адрес> не сформирован и является собственностью муниципального образования, истцы имеют право на соответствующее обращение в органы публичной власти с целью формирования земельного участка и, соответственно, на оспаривание отказа такого органа в удовлетворении требований о формировании земельного участка. Однако, без наличия сформированного земельного участка, занятого жилым домом и необходимым для его использования, утверждение о нарушении их прав оспариваемыми проектами, которыми такой участок якобы уменьшен, безосновательно.

Проверив оспариваемые проекты на предмет их соответствия закону и влияния на права и законные интересы административных истцов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания их незаконными. С этим выводом судебная коллегия соглашается.

Как нормативно-правовой акт, проект планировки и межевания соответствует требованиям закона. В силу положений ст. 213 КАС РФ при его принятии соблюдены требования закона, устанавливающего полномочия администрации города на утверждение такого проекта межевания и планировки, форма и вид принятого нормативного правового акта, процедура его принятия, правила его введения в действие и опубликования. При этом судом не установлено и истцами не указано на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме этого, гражданин, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, которым утверждена документация по планировке территории, обязан доказать, что данным актом нарушены его права, и лишь при доказанности данного обстоятельства суд вправе признать оспариваемый акт недействующим. Учитывая специфику градостроительных отношений, суд, проверяя доводы лица о нарушении его прав, должен исходить, прежде всего, из того, были ли соблюдены права такого лица на участие в осуществлении градостроительной деятельности, в том числе на участие в публичных слушаниях, если их проведение предусмотрено законом.

Поскольку права заинтересованных лиц при принятии данного акта были соблюдены, следует считать, что истцам, наравне с другими физическими и юридическими лицами была обеспечена возможность участвовать в обсуждении спорных проектов с целью защиты своих интересов. Довод истцов о том, что опубликованные администрацией города в газете «Чебоксарские новости» от 25.11.2014 № 129, и размещенные на официальных сайтах управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и Чебоксарского городского Собрания депутатов сведения не содержали доступной для восприятия информации о местоположении формируемых земельных участках, не может быть принят во внимание. Так, обнародованная информация в полной мере соответствовала самому обсуждаемому проекту и содержала именно те сведения и в том объеме, которые в силу положений Градостроительного кодекса РФ должен был содержать проект планировки и межевания территории.

В силу положений ст. 5, ч. 17 ст. 45 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений и вправе в судебном порядке оспорить документацию по планировке территории.

Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, устанавливаются ст. 46 КАС РФ. Такое решение принимается по инициативе органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Со дня опубликования такого решения заинтересованные лица вправе представить в орган местного самоуправления свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Заключение о результатах публичных слушаний также подлежит опубликованию. Только после этого глава местной администрации с учетом протокола публичных слушаний и заключения об их результатах принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Таким образом, право граждан на участие в данных правоотношениях непосредственно реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.

Поскольку как для утверждения проекта планировки и межевания, так и для внесения изменений в него, законом предусмотрена особая процедура, обеспечивающая баланс частных и публичных интересов (в том числе путем проведения публичных слушаний), суд не вправе подменять собой орган власти, уполномоченный законом на принятие решения в соответствии с установленной процедурой, учитывающей мнение широкого круга лиц. При нарушении процедуры принятия или несоответствия принятого нормативного правового акта законам, имеющим большую юридическую силу, он может быть признан недействующим по требованиям лиц, чьи права и законные интересы данным актом нарушаются.

Истцы считают, что поскольку на земельном участке с поворотными точками 30, 31, 41, 42. 43 (табл. 1.1.1 раздела 1.3 проекта) планируется строительство многоквартирного жилого дома поз.5А, и границы земельного участка, выделенного под строительство этого дома, налагаются на границы земельного участка, на котором жилой дом расположен, и который необходим для его обслуживания, проект планировки и межевания, не учитывающий, по их мнению, предусмотренные законом строительные и градостроительные нормативы, является незаконным.

Однако, при вышеизложенных обстоятельствах, признание проекта планировки и межевания незаконным в части установления границ по вышеназванным точкам позиции 5А, само по себе прав истцов, которые они считают нарушенными, не восстановит.

Кроме того, даже в случае выявления нарушений прав гражданина оспариваемым им нормативным правовым актом, принятым в градостроительной сфере, суд при оценке данного обстоятельства должен руководствоваться принципом необходимости соблюдения при осуществлении градостроительной деятельности баланса частных и публичных интересов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании незаконными в части проектов планировки и межевания правомерно не удовлетворены судом первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, согласно ст. 309 КАС РФ, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 177, 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Отменить решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 августа 2016 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Михайлова Е.А., Портнова А.И. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности внести изменения в проект планировки территории и проект межевания территории микрорайона 1Б центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, утвержденных постановлением администрации г. Чебоксары от 24 февраля 2015 г. № 603, путем установления границы земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в точках координат согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Земля», и прекратить производство по делу в указанной части.

Апелляционную жалобу Михайлова Е.А. Портнова А.И. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 августа 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Губарева

Судьи Е.А.Арсланова

А.В. Ярадаев

33а-6162/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Портнов А.И.
Михайлов Е.А.
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
ООО "Земля"
МКУ "Земельное управление"
МБУ "Управление территориального планирования"
ООО "ТСЖ "Успех"
Управление архитектуры и градостраительства администрации г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Арсланова Е.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.10.2016[Адм.] Передача дела судье
09.11.2016[Адм.] Судебное заседание
30.11.2016[Адм.] Судебное заседание
20.12.2016[Адм.] Передано в экспедицию
20.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее