Дело № 2-203/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года город Петухово
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего - судьи Илюшиной А.А.
при секретаре судебного заседания Андреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопьевой Т.П. к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания, компенсации за нарушение сроков выплаты средств, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Прокопьева Т.П. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания выплачиваемого при сокращении, компенсации за нарушение сроков выплаты средств и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указала, что она занимала должность государственного налогового инспектора в отделе выездных проверок в Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области. Приказом УФНС России по Курганской области от 06.02.2017 Межрайонная ИФНС России №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области.
Приказом работодателя от 02.05.2017 № контракт с истцом расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении истцу была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 102 504 рубля 76 копеек, в расчет которой работодателем необоснованно не были включены суммы выплаченных ей в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, премий и средств материального стимулирования. В связи с чем ею не дополучена компенсация при увольнении в размере 50 860 рублей 24 копейки.
За нарушение установленного срока выплаты заработной платы с ответчика должны быть взысканы проценты в порядке статьи 236 ТК РФ.
Просила суд взыскать с ответчика задолженность по компенсации при сокращении в сумме 50 860 рублей 24 копейки, компенсацию за нарушение сроков выплаты средств и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании истец Прокопьева Т.П. исковые требования поддержала в полном объеме. Размер компенсации морального вреда обосновала тем, что работодателем были нарушены её права, защищать которые она вынуждена в суде, а так же в неполучении своевременно всех причитающихся выплат.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области по доверенности Ракаев С.З. исковые требования не признал, просил отказать в иске по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица УФНС России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Прокопьева Т.П. с 22.12.1992 проходила службу в налоговой инспекции, с 01.02.2009 замещала должность федеральной гражданской службы государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС № 5 по Курганской области (копии: приказа № от 22.12.1992, приказа от 01.02.2009 №, трудовой книжки Прокопьевой Т.П.).
Условиями заключенного с истцом служебного контракта от 16.08.2005 Прокопьевой Т.П. установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу: за классный чин, за особые условия гражданской службы, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии по результатам работы. Гражданскому служащему производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, а также выплачивается материальная помощь.
Приказом УФНС России по Курганской области от 06.02.2017 Межрайонная ИФНС России №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области.
Приказом Руководителя ИФНС России № 5 по Курганской области 02.05.2017 № контракт с Прокопьевой Т.П. расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с 05.05.2017 с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В период прохождения службы истцу согласно приказов УФНС России по Курганской области от 01.06.2016, от 20.07.2016, от 15.09.2016, от 12.12.2016, от 14.04.2017, Межрайонной ИФНС № 5 по Курганской области от 08.06.2016, от 22.06.2016, от 21.07.2016, от 12.07.2016, от 08.08.2016, от 27.09.2016, от 16.12.2016, от 21.04.2017 выплачено за счет средств федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда материальное стимулирование в следующих размерах: в июне 2016 года - 35 397 рублей 48 копеек, в июле 2016 года - 28 903 рубля 60 копеек, в августе 2016 года - 26 291 рубль, в октябре 2016 года - 15 824 рубля 30 копеек, в декабре 2018 года - 27 260 рублей, в апреле 2017 года - 18 904 рубля 30 копеек.
Факт выплаты Прокопьевой Т.П. вышеуказанных денежных средств в качестве материального стимулирования за счет ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда подтвержден письменными доказательствами (вышеуказанными копями приказов и расчетными листами, в которых названные в приказах суммы разделены на средства материального стимулирования и прении к празднику), и не оспаривалось ответчиком.
Обращаясь в суд с иском Прокопьева Т.П. указала, что указанные суммы не были включены работодателем в расчет компенсации, выплаченной ей при увольнении.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с прохождением государственной службы регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ).
В силу статьи 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 23 Закона № 79-ФЗ представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается ( пункт 3.1 части 3 статьи 37 Закона № 79-ФЗ).
Согласно пункту 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562 ( Правила) в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При этом согласно части 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).
Согласно пунктам 8,9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год): Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также Правительством Российской Федерации принимались постановления от 31.03.2015 № 302-12, от 23.04.2016 № 347-7, от 23.02.2017 № 228-7, которыми предусматривались в 2015-2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
При этом в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1). Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Из приведенных нормативных положений следует, что выплаченное истцу материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Прокопьевой Т.П. в соответствии с приказами Межрайонной ИФНС № 5 по Курганской области в период работы с 2016 года по 2017 год материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при увольнении истца в размер денежного содержания ответчиком необоснованно не включены суммы выплат дополнительного материального стимулирования, произведенного за счет средств федерального бюджета. Требование истца о взыскании с ответчика задолженности по выплате компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 50 860 рублей 24 копейки подлежит удовлетворению.
Расчет взыскиваемой суммы судом проверен и признан верным. Ответчиком не оспорен.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
Суд не соглашается с расчетом истца в данной части требований, поскольку оснований для взыскания компенсации, начиная с 04.05.2017 (тогда как истец уволена с 05.05.2017 ) суд не усматривает в силу вышеприведенных норм права.
В период с 06.05.2017 по 18.06.2017 ( 44 дня) действовала ключевая ставка 9, 25% (50 860, 24Х44Х1/150Х9, 25%=1 380 рублей). В период с 26.03.2018 по 19.06.2018 (86 дней) действовала ключевая ставка 7,25% (50 860, 24 Х 86 Х1/150 Х 7, 25 = 2 114 рублей 09 копеек).
В остальной части расчет истца судом проверен и признан верным.
С учетом положений закона о сроках выплаты и количества дней просрочки выплаты задолженности, начиная с установленного законом срока выплаты по день вынесения решения суда – 19.06.2018 компенсация за задержку недоплаченных сумм четырехмесячного денежного содержания составит 11 391 рубль 84 копейки.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда суд отмечает следующее.
В силу статьи 237 ТК РФ, пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействиями работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору.
При этом нарушение трудовых прав работников влечет обоснованность требования о компенсации морального вреда, поскольку по правилам статьи 237 ТК РФ моральный вред подлежит возмещению при любом нарушении трудовых прав работника.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, а именно перенесенные нравственные переживания в связи с отказом ответчика, как правопреемника всех прав и обязательств Межрайонной ИФНС № 5 по Курганской области, выплатить в полном объеме денежную компенсацию при увольнении, необходимости в связи с этим прибегнуть к судебному способу разрешения трудового спора и восстановлению нарушенных трудовых прав, принимая во внимание, что требования истца удовлетворены, суд полагает определить ко взысканию размер компенсации морального вреда - 1000 рублей. Указанную сумму компенсации морального вреда суд находит обоснованной и отвечающей требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ 50 860 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 11 391 ░░░░░ 84 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 20 ░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2018 ░░░░ ░ 15 ░░░. 45 ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░