Дело № 2-3302/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 16 октября 2015 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.В.,
при секретаре Кустовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В. об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В. об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП о возложении обязанности на Правительство Пермского края предоставить Першиной Е.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого посещения, отвечающего санитарными и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м. в пределах Чернушинского муниципального района, либо с её согласия в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
В обоснование исковых требований указано следующее, ДД.ММ.ГГГГ Чернушинским районным судом Пермского края по иску прокурора в интересах Першиной Е. А. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения было вынесено решение по делу № о предоставлении Першиной Е.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах Чернушинского муниципального района, либо с согласия Першиной Е.А. в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, размер исполнительского сбора составляет 50 000 рублей.
Правительство Пермского края не могло исполнить решение суда в сроки, установленные судебным приставом исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по объективным причинам.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1 января 2013 года, предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории детей.
До принятия указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Правительством Пермского края в первоочередном порядке были предприняты меры по приведению в соответствие региональной законодательной базы с действующим федеральным законодательством, а именно принят Закон Пермского края от 14.12.2012 года №147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» которым внесены изменения в законы субъекта. В целях реализации указанных законодательных актов были приняты подзаконные акты.
В результате принятия нового федерального законодательства расширилась категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на жилье специализированного жилищного фонда, - это дети-сироты, и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие жилые помещения в собственности либо по договору социального найма, проживание в которых признается невозможным.
Также в связи с изменением с 1 января 2013 г. модели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется формирование специализированного жилищного фонда Пермского края.
Согласно п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 N 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством; участия в долевом строительстве многоквартирных домов; строительства многоквартирных домов; строительства жилых домов.
Согласно требованиям части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013г. №2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.
Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В настоящее время Першиной Е.А. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства, Правительство считает, что указанные причины являются уважительными и объективными, не позволяющие в установленный законом срок исполнить решение Чернушинского районного суда Пермского края от по делу № и позволяющими освободить Правительство Пермского края от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного Правительство Пермского края просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
Представитель истца о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, об отложении дела не ходатайствовал, о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчики судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Апаницина Е.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не ходатайствовала.
Третьи лица – Першина Е.В., Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали, мнения по иску суду не направили.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что 06 июня 2014 года Чернушинским районным судом Пермского края по иску прокурора в интересах Першиной Е. А. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения было вынесено решение по делу № о предоставлении Першиной Е.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах Чернушинского муниципального района, либо с согласия Першиной Е.А. в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. на основании исполнительного листа № ВС 011870608 от ДД.ММ.ГГГГ по указанному делу вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП (л.д. 14 ИП).
В пункте 2 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.14 ИП).
Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вручено должнику согласно уведомлению ДД.ММ.ГГГГ (материалы ИП).
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 рублей (л.д. 15 ИП).
Должником в качестве доказательств исполнения исполнительного документа представлен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в лице директора, и Першиной Е.А. (л.д. 17-21 ИП).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (л.д. 9).
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности освобождения Правительства Пермского края от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.В. Жданова