Решение по делу № 33а-7355/2016 от 24.05.2016

Судья - Еловиков А.С.

Дело № 33а-7355

г. Пермь

29 июня 2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Елецких О.Б.

судей Степанова П.В., Никитиной Т.А.

при секретаре Мальцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми к Бухонову Е.С. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физического лица

по апелляционной жалобе Бухонова Е.С. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 26 февраля 2016 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

установила:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми (далее - Управление, пенсионный орган) обратилось с административным исковым заявлением (далее - заявление) к Бухонову Е.С. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2014-2015гг. и пени за 2013-2015гг. в общей сумме ** руб., ** коп.

Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 03.05.2011г. по 20.03.2015г., являлся плательщиком страховых взносов - страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, однако свою обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок в полной мере не исполнял.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, ответчику начислены пени на недоимку по страховым взносам.

Не смотря на направление требований об оплате недоимки по страховым взносам и пени, задолженность до настоящего времени не погашена.

Решением Индустриального районного суда г. Перми от 26 февраля 2016 года заявленные требования, принятым без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены полностью.

В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, Связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи Закона N 212-ФЗ.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности после начала очередного расчетного периода, в соответствии с частью 4.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов в случаях, когда отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы, в части 11 указанной статьи Закона N 212-ФЗ установлен порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период в фиксированном размере.

Так, в случае, если отсутствуют сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 этого Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Поскольку такие необоснованные действия страхователя влекут за собой отсутствие в бюджете своевременно уплаченных страховых взносов, на основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ страхователю начисляются пени.

Таким образом, начиная с 16-го дня с даты государственной регистрации прекращения указанными категориями плательщиков предпринимательской деятельности включительно может осуществляться начисление пени на неуплаченную в установленный законодательством Российской Федерации срок сумму страховых взносов.

Кроме того, пунктом 3 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 названного Кодекса, и (или) прекращения выплат, указанных в статье 228 Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики также обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

В силу частей 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, а в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Пунктом 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации; для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма годового дохода для целей исчисления взносов определятся согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от применяемого режима налогообложения. При совмещении нескольких режимов доходы от деятельности суммируются (п. 6 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Для контроля за уплатой взносов налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 названной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Поскольку налоговым органом не представлены сведения о доходе административного ответчика за 2014 и 2015 годы в силу непредоставления им налоговой отчетности в установленной законом срок, у пенсионного органа не имелось сведений о доходах от деятельности налогоплательщиков за данные расчётные периоды, то приведённый Управлением расчет спорных взносов и пени является обоснованным, а порядок, применённый при их расчете – правомерным.

Расчет недоимки и пеней проверен судом и признан правильным.

Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и противоречат установленным по делу обстоятельствам и письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела.

В части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства, без проведения устного судебного разбирательства, поскольку стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в суд не явились.

На основании статьи 165.1 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Ссылки Бухонова Е.С. на то, что фактически налоговые декларации были сданы, но с пропуском установленного законом срока и согласно таким декларациям осуществились налоговые платежи, правового значения в рамках настоящего административного спора не имеют и о незаконности решения суда не свидетельствуют, по этим же основаниям несостоятельны и ссылки на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, а также процедуру привлечения к налоговой ответственности.

Доводы о пропуске срока отклоняются в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.

При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Таким документом является Справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом изложенного, под днем выявления недоимки, с которого начинает течь 3-месячный срок для направления требования об ее уплате (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ), следует понимать не только следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов, но в случае представления налоговым органом данных об отсутствии сведений о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, в связи с непредставлением им налоговой декларации в установленные сроки - следующий день после получения таких данных.

С учетом изложенного указанный срок Управлением не пропущен, сведений о том, что требования были направлены по истечения трех месяцев со дня выявления недоимки, обозначенного составлением документа о выявлении недоимки, не имеется.

Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 указанного Закона, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, урегулировано статьей 21 данного Закона.

Так, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено данной статьёй.

Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установленные этими нормами сроки для обращения контрольного органа в суд не пропущены.

Доводы Бухонова Е.С. о том, что поскольку прекращение им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрировано 20.03.2015г., то срок для обращения в суд истекал 19.11.2015г. противоречат вышеуказанным положениям Закона.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

При этом судебная коллегия отмечает, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у предпринимателя с момента регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Данная обязанность не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Учитывая, что наличие спорной задолженности подтверждено, доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца.

Решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, с соблюдением требований процессуального законодательства. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Иное толкование административным ответчиком положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств административного спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.


Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

определила:

решение Индустриального районного суда г. Перми от 26 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бухонова Е.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7355/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
УПФ РФ в Индустриальном районе г. Перми
Ответчики
Бухнов Евгений Сергеевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Степанов Петр Валентинович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.06.2016Судебное заседание
06.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2016Передано в экспедицию
29.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее