Дело №2-364/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2016 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лозовых О.В.
При секретаре Ф.Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Ю.Н. к Администрации г. Дубны Московской области об обязании выдать утвержденную схему расположения земельного участка,
установил:
Истец Б.Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Дубны об обязании выдать утвержденную схему расположения земельного участка площадью 281 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 50:40:0010409:3. 2/3 доли данного земельного участка ранее принадлежала Д.А.Е Между Б.Ю.Н. и Д.А.Е было заключено соглашение о разделе земельного участка. В результате раздела образовалось два земельных участка: площадью 561 кв.м., с кадастровым номером 50:40:0010409:14 и площадью 281 кв.м. с кадастровым номером 50:40:0010409:15. Д.А.Е зарегистрировала свое право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:14. Истец свое право на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:15 не оформил своевременно, и на основании ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указанный земельный участок был снят с кадастрового учета 04.02.2013 года как аннулированный. Общий земельный участок площадью 842 кв.м. с кадастровым номером 50:40:0010409:3 также был снят с кадастрового учета и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:199, который повторяет земельный участок с номером 50:40:0010409:3. Таким образом, в собственности истца находится земельный участок, который отсутствует в Государственном кадастре недвижимости. 05.11.2015 года истец обратился в Администрацию г. Дубны с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка площадью 281 кв.м., для того чтобы осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка образованного при разделе земельного участка с номером 50:40:0010409:3. Из Администрации города Б.Ю.Н. было получено письмо, которым рекомендовано обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок с номером 50:40:0010409:15 образованный в результате раздела, т.к. данный земельный участок имеет статус аннулированный. Истец считает, что отказ Администрации города выдать схему расположения земельного участка препятствует ему в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 281 кв.м., а без постановки на кадастровый учет невозможно зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Истец Б.Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные доводам иска. Дополнительно пояснил, что спора по границам земельного участка между ним и собственником земельного участка с кадастровым номером 50:40:0010409:14 не имеется; межевой план участка составлен, координаты точек границ земельного участка в результате кадастровых работ установлены.
Представитель ответчика Администрации г. Дубны Московской области по доверенности Б.И.А. в судебном заседании иск не признала, по тем основаниям, что в компетенцию органа местного самоуправления не входит обязанности по выдачи схемы расположения земельных участков, находящихся в собственности граждан, такое право предоставлено только в отношении участков, которые предоставляются органом местного самоуправления гражданам.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по доверенности З.Е.В. разрешение спора оставила на усмотрение суда. Представила в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому представитель считает, что в данному случае допущена ошибка при совершении регистрационный действий в отношении земельных участков, поскольку в соответствии с ФЗ « О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» при разделе земельного участка и последующей регистрации прав на образованные земельные участки, необходимо регистрировать права на все образованные объекты и прекращать право общей долевой собственности на исходный объект.
В ходе судебного разбирательства по делу была опрошена в качестве специалиста кадастровый инженер Д.О.Б., которая пояснила, что к ней обращался Б.Ю.Н. для проведения кадастровых работ для постановки земельного участка на кадастровый учет. В ходе проведения работ установлено, что ранее был общий участок с номером 50:40:0010409:3, который в настоящее время архивирован. После чего образован участок с номером 50:40:0010409:199, который повторяет земельный участок с номером 50:40:0010409:3 и является исходным участком и общим с Д.А.Е Исходный земельный участок площадью 842 кв.м., был разделен на основании соглашения собственников на земельный участок площадью 561 кв.м. и земельный участок площадью 281 кв.м. Д.А.Е оформила свой земельный участок площадью 561 кв.м. и поставила на кадастровый учет, Б.Ю.Н. принадлежащий ему земельный участок площадью 281 кв.м. не оформил. Таким образом, сейчас у Б.Ю.Н. фактически в собственности 1/3 доли исходного земельного участка с кадастровым номером 50:40:0010409:199. В таких случаях граждане обращались в Администрацию города для утверждения схемы земельного участка.
Суд, выслушав стороны, допросив специалиста, изучив исковое заявление и материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Б.Ю.Н. и Д.А.Е принадлежал на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:3, площадью 842 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Б.Ю.Н. - 1/3 доля в праве, Д.А.Е – 2/3 доли в праве.
По данным кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:3 был учтен как ранее учтенный объект недвижимости.
24.07.2009 года между Б.Ю.Н. и Д.А.Е заключено соглашение об образовании двух земельных участков, согласно которому в результате раздела образованы земельные участки по площади соответствующие долям в праве общей долевой собственности: Д.А.Е земельный участок площадью 561 кв.м, Б.Ю.Н. – площадью 281 кв.м.
19.10.2010 года собственники земельного участка обратились в орган кадастрового учета о разделе земельного участка с приложением межевого плана.
На основании представленного межевого плана и приложенных к нему документов 22.10.2010 года было принято решение о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков, образованных в результате раздела.
В результат раздела земельного участка с кадастровым номером 50:40:0010409:3 образовалось два земельных участка: площадью 561 кв.м., с кадастровым номером 50:40:0010409:14 и площадью 281 кв.м. с кадастровым номером 50:40:0010409:15.
Д.А.Е зарегистрировала свое право собственности на земельный участок площадью 561кв.м. с кадастровым номером 50:40:0010409:14.
25.01.2011 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:14 на Д.А.Е, статус земельного участка изменен на «учтенный», земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:15 переведен в статус «архивный»,
Истец Б.Ю.Н. свое право на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:15 не оформил своевременно, в связи с чем, на основании ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» 04.02.2013 года было принято решение об аннулировании сведений об объекте недвижимости.
Согласно данным органа кадастрового учета в рамках проведения работ по проведению верификации и гармонизации сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:40:0010409:199, площадью 842 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, который по своим характеристикам повторяет земельный участок с номером 50:40:0010409:3 и является исходным участком до раздела.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в настоящее время истец Б.Ю.Н. является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером 50:40:0010409:199, площадью 842 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
При этом, собственником земельного участка с кадастровым номером 50:40:0010409:14, площадью, расположенного по адресу: <адрес> фактически являющегося частью земельного участка кадастровым номером 50:40:0010409:199, площадью 842 кв.м., является М.М.А.
Как указывается истцом, спора между собственниками по границам земельных участков не имеется, границы участков между собственниками согласованы.
05.11.2015 года истец обратился в Администрацию г. Дубны с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка площадью 281 кв.м., для того чтобы осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка образованного при разделе земельного участка с номером 50:40:0010409:3.
Руководителем Администрации г. Дубны У.А.А. письмом в адрес Б.Ю.Н. было рекомендовано обратиться в суд с целью регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:40:0010409:15.
Обращаясь в суд настоящим иском Б.Ю.Н. просит суд обязать Администрацию г. Дубны выдать ему утвержденную схему земельного участка площадью 281 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку отказ выдать схему земельного участка препятствует постановке данного земельного участка на кадастровый учет для последующей регистрации права собственности.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать, при этом руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2. Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1,2,3 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
При этом, согласно ч. 13 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из анализа указанных норм следует, что органы местного самоуправления уполномочены на составление и утверждение схемы расположения земельных участков, в отношении которых обладают правом распоряжения, т.е. находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено выше, земельный участок площадью 281 кв.м. с ранее установленным кадастровым номером 50:40:0010409:15 образован в результате раздела земельного участка, который находился в долевой собственности Б.Ю.Н. и Д.А.Е
Спора о границах или площади спорного земельного участка не имеется, границы земельного участка установлены в результате кадастровых работ.
Судом установлено, что аннулирование сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости произведено, в связи истечением срока, предусмотренного законом о кадастре, для регистрации права собственности на земельный участок.
Таким образом, ни земельный участок площадью 281 кв.м. с ранее установленным кадастровым номером 50:40:0010409:15, ни исходный земельный участок в распоряжении органов местного самоуправления не находятся, в настоящее время процедура выделения спорного земельного участка в собственность Б.Ю.Н. не ведется и в данном случае не требуется.
Данных об изъятии спорного земельного участка для государственных нужд материалы дела не содержат, и сторонами не представлялись.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, такой обязанности как составление и утверждение схемы земельного участка находящего в собственности граждан на органы местного самоуправления – в данном случае Администрацию г. Дубны законом не возложено.
Вместе с тем, суд учитывает, что спорный земельный участок не оформлен в собственность Б.Ю.Н. фактически по формальным основаниям, и утверждение схемы расположения земельного участка не является надлежащим способом защиты нарушенного права истца.
В данном случае, право истца Б.Ю.Н. может быть восстановлено путем обращения в суд с иском о признании права собственности на спорный земельный участок, поскольку при разделе земельного участка и последующей регистрации прав на образованные земельные участки, необходимо регистрировать права на все образованные объекты и прекращать право общей долевой собственности на исходный объект, что в данном случае – при регистрации права собственности Д.А.Е на образованный земельный участок площадью 561 кв.м. - произведено не было.
При таких обстоятельствах, основываясь на нормах закона, а также соблюдая баланс прав и законных интересов сторон рассматриваемых правоотношений, суд считает, что удовлетворении иска Б.Ю.Н. к Администрации г. Дубны Б.Ю.Н. к Администрации г. Дубны Московской области об обязании выдать утвержденную схему расположения земельного участка надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Б.Ю.Н. к Администрации г. Дубны Московской области об обязании выдать утвержденную схему расположения земельного участка – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 марта 2016 года
Судья подпись