Решение по делу № 2-242/2014 ~ М-274/2014 от 21.08.2014

Дело № 2-242/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе

председательствующего: судьи Храмовой М.С.,

при секретаре Загвоздиной Л.З.,

с участием представителя истца Гавриловской С.А., помощника прокурора Шатровского района КоноваловаА.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «17» сентября 2014 года в здании суда с.Шатрово гражданское дело по исковому заявлению администрации Шатровского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шатровскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 22 января 2014 года №260/14/55/45,

УСТАНОВИЛ:

администрация Шатровского района Курганской области обратилась в Шатровский районный суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области (далее УФССП по Курганской области), Шатровскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области (далее Шатровский РО СП УФССП по Курганской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Шатровского РО СП УФССП по Курганской области от 15 августа 2014 года, в размере 50000 рублей, по исполнительному производству от 22 января 2014 года №260/14/55/45.

В обосновании исковых требований указала, что решением Шатровского районного суда Курганской области, вступившим в законную силу 20 октября 2012 года удовлетворены исковые требования прокурора Шатровского района о возложении на администрацию района обязанности предоставить ФИО6., лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории с.Шатрово Шатровского района, общей площадью не менее 18 кв.м на одного человека. По делу выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство.

Администрация Шатровского района признала исковые требования прокуратуры в части предоставления благоустроенного жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в полном объеме. Органом местного самоуправления по состоянию на 15 августа 2014 года проведены следующие действия: определен <..............>», заключен муниципальный контракт с единственным поставщиком <..............> на сумму <..............> рублей. В настоящее время из областного бюджета поступила сумма в размере <..............> рублей, деньги освоены в полном объеме. Поставщик готовит к сдаче 16 однокомнатных квартир для лиц из числа детей-сирот по адресу: <адрес>, то есть их готовность составляет 100%. К концу текущего года планируется также приобрести в этом же доме еще 11 однокомнатных квартир для данной категории граждан, все 11 квартир находятся в 70% готовности. Для их доведения до 100% готовности необходимо дополнительное финансирование. Финансирование же расходов, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, являются расходными обязательствами Правительства Курганской области, которые предусмотрены Законом Курганской области от 31 декабря 2004 года №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» и законом Курганской области об областном бюджете.

ФИО6. своевременно поставлена на муниципальный учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит в очереди на предоставление жилья под номером 11. С момента принятия квартир от застройщика и государственной регистрации КоролевИ.С. жильем будет обеспечен.

Таким образом, считают, что предприняли все необходимые меры для того, чтобы на территории с.Шатрово был построен многоквартирный жилой дом, в котором 27 квартир по муниципальным контрактам запланированы для предоставления детям-сиротам, лицам из их числа. Сроки окончания строительства и сдачи квартир в эксплуатацию напрямую зависят от финансирования, которое возложено законодательством на областной бюджет, в связи с чем просят освободить администрацию Шатровского района от взыскания исполнительского сбора в размере <..............> рублей.

В отзыве третьего лица – Правительства Курганской области, указано, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса – бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования).

Указанные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения.

На основании заявок муниципальных образований Главное управление образования Курганской области перечисляет субвенции в бюджеты муниципальных образований (л.д.47).

Представитель ответчиков УФССП по Курганской области, Шатровского РО СП УФССП по Курганской области СамохваловаТ.С. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором указала, что с исковыми требованиями администрации не согласна, просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело без ее участия (л.д.43, 44, 45).

Представитель третьего лица – Правительства Курганской области, в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.41), об отложении дела не ходатайствовали.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца ГавриловскаяС.А., действующая на основании доверенности от 27 ноября 2013 года (л.д.51), полностью поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что вины администрации Шатровского района в неисполнении решения Шатровского районного суда от 18 сентября 2012 года, не имеется. Субвенции на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе для обеспечения жилым помещением ФИО7., из областного бюджета Шатровскому району поступили в недостаточном размере для обеспечения жильем всех нуждающихся лиц. Все поступившие из областного бюджета денежные средства освоены, готовятся к сдаче 16 однокомнатных квартир для лиц из числа детей-сирот, планируется приобрести еще 11 однокомнатных квартир, для доведения их до готовности требуется дополнительное финансирование. Администрацией Шатровского района принимались все возможные меры по исполнению данного решения суда. Однако сроки окончания строительства и сдача квартир в эксплуатацию зависят напрямую от финансирования, которое возложено на областной бюджет. В настоящее время, в связи с просрочкой по муниципальному контракту, в адрес застройщика направлена претензия.

Помощник прокурора Шатровского района Курганской области КоноваловА.А. в судебном заседании согласился с требованиями администрации, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав доводы участвующих лиц, изучив письменные материалы дела, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

На основании ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, иные существенные обстоятельства имеют правовое значение лишь для отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения его размера. Основаниями для освобождения от уплаты исполнительного сбора является отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Такие основания перечислены в ст.401 ГК РФ, в соответствии с которой, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, для освобождения от взыскания исполнительского сбора, должник должен доказать, что нарушение обязательства было вызвано обстоятельствами, которые исключают его вину, например, действием стихийных сил природы, за которые должник не отвечает. Кроме того, он должен доказать, что его поведение в данной ситуации соответствовало критериям, установленным в абз.2 п.1 ст.401 ГК РФ.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (статья 2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 52, 53, 55, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

Решением Шатровского районного суда от 18 сентября 2012 года на администрацию Шатровского района возложена обязанность предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории с.Шатрово Шатровского района, общей площадью не менее 18 кв.м на одного человека. Решение вступило в законную силу 20 октября 2012 года (л.д.52-53). 22 октября 2012 года по делу выдан исполнительный лист (л.д.34).

22 января 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области возбуждено исполнительное производство №260/14/55/45, установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней. (л.д.6). Решение суда должником до настоящего времени не исполнено.

Определением Шатровского районного суда от 19 февраля 2014 года администрации Шатровского района была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 18 октября 2012 года, до 1 июля 2014 года (л.д.54).

3 марта 2014 года исполнительное производство приостановлено по 1 июля 2014 года (л.д.31).

В адрес администрации района Шатровским РО СП УФССП по Курганской области направлено требование об исполнении решения суда (л.д.31 обор).

8 июля 2014 года руководителю администрации Шатровского района судебным приставом-исполнителем Шатровского районного отдела УФССП России по Курганской области вынесено предупреждение об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда (л.д.4).

15 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем Шатровского районного отдела УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании с администрации Шатровского района исполнительского сбора в размере <..............> рублей (л.д.7).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании Приложения №1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие Курганской области по опеке и попечительству, является Шатровский район Курганской области.

Установлено, что администрацией Шатровского района с <..............>» заключен муниципальный контракт от 25 марта 2014 года на приобретение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 16 квартир в многоквартирном жилом доме по <адрес> за <..............> рублей (л.д.11-13).

Согласно сведениям финансового отдела администрации Шатровского района, в 2014 году из областного бюджета на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений поступили денежные средства в сумме 10980800 рублей. Другие средства на указанные цели не поступали (л.д.17, платежные поручения л.д.60, 61).

Согласно письму заместителя губернатора Курганской области, общая степень готовности 3-х этажного 3-х секционного 45-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 70% (л.д.16).

Администрацией Шатровского района ФИО1, <дата> года рождения, своевременно поставлен на учет и состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по состоянию на 1 августа 2014 года под номером 11 (л.д.63-67).

Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Как видно из материалов дела, администрацией Шатровского района на протяжении последних нескольких лет систематически направляются заявки в Главное управление образования Курганской области на финансирование расходов, связанных с приобретением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа (л.д.68-104).

Судом установлено, не оспорено сторонами и участвующими в деле лицами, что для исполнения переданных администрации Шатровского района Курганской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанной выше категории, Правительством Курганской области выделяются субвенции, однако выделенных финансовых средств недостаточно для обеспечения всех лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Согласно представленным финансовым отделом администрации Шатровского района Курганской области сведениям, субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджету Шатровского района не покрывают реальной потребности для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 августа 2014 года на очереди, согласно списку, находится 46 лиц, по указанному муниципальному контракту в 2014 году приобретено 16 квартир, оплаченных выделенными субвенциями, планируется приобрести еще 11 квартир в указанном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 63-67).

В настоящее время, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту, истцом в адрес застройщика направлена претензия (л.д.58).

Согласно информации Главного управления образования Курганской области, в областном бюджете на обеспечение жильем детей-сирот в 2011 году для администрации Шатровского района было предусмотрено <..............> тыс. рублей. Денежные средства в полном объеме перечислены в Шатровский район, приобретено 8 жилых помещений для указанной категории граждан. В связи с тем, что строительство жилья для детей-сирот в 2012 и 2013 годах в районе не осуществлялось, денежные средства для администрации Шатровского района в бюджете не были предусмотрены. В соответствии с законом Курганской области от 3 декабря 2013 года №88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» для администрации Шатровского района на обеспечение жильем детей-сирот предусмотрены субвенции за счет средств областного бюджета в размере <..............>9 тыс. рублей (л.д.46).

Согласно информации Финансового управления Курганской области по состоянию на 1 января 2012 года в бюджет Шатровского района на указанные цели перечислено 100%от годовых назначений. В 2012-2013 годах субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), Шатровскому району не предусматривались и не выделялись. В 2014 году Шатровскому району предусмотрены субвенции на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в размере 5883,6 тыс. рублей, из них по состоянию на 15 сентября 2014 года предоставлены – <..............> тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты на исполнение судебных актов – <..............>3 тыс. рублей, из них по состоянию на 15 сентября 2014 года предоставлены – <..............> тыс. рублей (л.д.49-50).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Шатровского района принимались достаточные и систематические меры для надлежащего исполнения решения суда, однако в связи с тем, что денежные средства из областного бюджета для приобретения жилья указанным категориям детей, выделены не в полном объеме, срок исполнения обязательств по муниципальному контракту нарушен застройщиком, соответственно реальной возможности исполнить требования исполнительного документа в течение 5 дней и в дальнейшем, не имелось, в связи с чем, вина должника в неисполнении исполнительного документа отсутствует, поэтому требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <..............> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2014 ░░░░ №260/14/55/45.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-242/2014 ~ М-274/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Шатровского района
Ответчики
Шатровский РО УФССП России по Курганской области
Другие
Прокуратура Шатровского района в интересах Хомик А.Н.
Суд
Шатровский районный суд
Судья
Храмова М.С.
21.08.2014[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2014[И] Передача материалов судье
25.08.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2014[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.08.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2014[И] Подготовка дела (собеседование)
05.09.2014[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2014[И] Судебное заседание
17.09.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее