Дело № 5-120\13 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Муслюмово 14 марта 2013 года
Мировой судья судебного участка № 1 Муслюмовского района РТ Ханнанова Б.И., рассмотрев материалы административного дела по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ в отношении гр. Мухаметзяновой С. И., <ДАТА2> рождения, уроженка дер. <АДРЕС>, данные изъяты, проживающая на ул. <АДРЕС> к административной ответственности привлекается впервые, права разъяснены, подписка приобщена к делу,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА> года, при проведении плановой выездной проверки соблюдения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в МБОУ <АДРЕС> выявлены нарушения, а именно не осуществляется накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы и медицинские средства), не спланированы необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций (не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера)
В вину директора школы Мухаметзяновой С.И. вменяется нарушение требований приказа МЧС <НОМЕР> от <ДАТА4>
В судебном заседании Мухаметзяновой С.И. пояснила, что в <ДАТА> годах мероприятия по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в школе были запланированы, об этом имеются утвержденные планы. В <ДАТА> году мероприятия также запланированы, но все мероприятия, на момент проверки, были утверждены в установленном порядке. В <ДАТА> годах в образовательное учреждение не поступали средства индивидуальной защиты, денежные средства на приобретение указанных средств не выделялись. В текущем году, согласно плану, она направила в районный отдел образования заявку на определенное количество средств индивидуальной защиты, рассчитанное по числу персонала и учащихся.
Суд, выслушав Мухаметзянову С.И. и исследовав материалы административного дела, пришел к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
На основании подп. «а, б, в, ж», абз. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 2, 3, абз. 2 пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании пунктов 6 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении Федеральных служб и Федеральных агентств, утв. Приказом Минобрнауки от 26 сентября 2005 г. № 245,функциональная подсистема Минобрнауки России включает: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, средства связи и оповещения, информационно-аналитический центр, образовательные учреждения повышения квалификации.
На основании пункта 9 Положения, постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Минобрнауки России являются:
на муниципальном уровне - структурные подразделения (работники) муниципальных органов управления образованием, специально уполномоченные для решения в сферах их деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - штабы гражданской обороны или работники образовательных учреждений, научных и иных организаций, специально уполномоченные для решения задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций.
Приказом <НОМЕР> от <ДАТА8> в МКУ «Отдел образования Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан» создано объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и система гражданской обороны. В объектовое звено включены постоянно действующий орган- штаб по ГО и ЧС, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования района, руководители образовательных учреждений, председатели комиссии чрезвычайных ситуаций образовательного учреждения, являются членами указанной комиссии.
Приказом <НОМЕР> от <ДАТА9> начальником гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по МБОУ <АДРЕС> назначена директор школы Мухаметзянова С.И.
На основании подп. «а» п. 12 Положения, на постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы Минобрнауки России возлагаются в режиме повседневной деятельности руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 21 Положения, на каждом уровне функциональной подсистемы Минобрнауки России для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:
резерв финансовых и материальных ресурсов муниципальных органов управления образованием из средств местных бюджетов;
резерв финансовых и материальных ресурсов из средств образовательных учреждений и организаций, научных и иных организаций.
Согласно абз. 3 п. 4 раздела II Приказа МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», обеспечение населения СИЗ осуществляется: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Указанное положение соответствует пункту 22 Положения, финансирование функциональной подсистемы Минобрнауки России осуществляется из бюджетов Минобрнауки России, Роспатента, Роснауки и Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств образовательных учреждений, научных и других организаций.
На основании пункта 1 функциональных обязанностей директор школы-руководитель гражданской обороны, в мирное время обязан: разрабатывать план и необходимые документы по гражданской обороне; организовать накопление средств индивидуальной защиты и др.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии о ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п.2, п. 3, абз.2 п. 4, п. 5 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утв. Приказами Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14, ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля в запасах, формируют и направляют предложения в свои финансовые органы.
В целях решения вопросов освежения и создания запасов имущества гражданской обороны осуществляется разработка и реализация внутриведомственных, региональных (областных) и муниципальных целевых программ по гражданской обороне и по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
На основании пунктов 2, 3, 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
На основании пунктов 2, 3. 7, 17 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве образования и науки Российской Федеарции, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2009 г. № 833, подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в Минобрнауки России, федеральных органах государственной власти и организациях заключается в выполнении мероприятий по защите государственных гражданских служащих, материальных ценностей, находящихся в распоряжении Минобрнауки России, федеральных органах государственной власти и организациях от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны.
Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организациях, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) руководителями организаций.
Организация в пределах своих функций и полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: разрабатывает план гражданской обороны организации; планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне.
Таким образом, ответственным за планирование мероприятий по гражданской обороне, накоплением средств индивидуальной защиты в указанном образовательном учреждении является директор школы Мухаметзянова С.И.
В целях исполнения возложенных обязанностей Мухаметзянова С.И. направила начальнику МКУ «Отдел образования Муслюмовского муниципального района РТ», который одновременно является руководителем ГО и ЧС, заявку о потребности в средствах индивидуальной защиты.
Кроме этого, из справки указанного МКУ <НОМЕР> от <ДАТА16> следует, что в <ДАТА> годах на мероприятия гражданской обороны, в том числе на приобретение средств индивидуальной защиты, бюджетные средства не выделялись и на хранение образовательным учреждениям средства индивидуальной защиты не выдавались. Согласно справке <НОМЕР> от <ДАТА17>, выданной начальником указанного отдела образования, за <ДАТА> г.г. денежные средства на приобретение средств индивидуальной защиты не были предусмотрены. В связи с этим отдел образования не смог обеспечить школьные и дошкольные учреждения указанными средствами.
Мухаметзянова С.И. представила суду утвержденные календарный план и план основных мероприятий гражданской обороны, по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций в школе на <ДАТА> учебный год, утвержденные в <ДАТА> году планы и инструкции по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.
Таким образом, судом установлено, что в указанном образовательном учреждении не обеспечено создание средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не созданы резервы материальных ресурсов, это является нарушением подп. «в,ж», абз. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В действиях Мухаметзяновой С.И. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ. При решении вопроса об ответственности Мухаметзяновой С.И. суд учел, что согласно исследованным нормативным актам, вопрос об обеспечении обучающихся средствами индивидуальной защиты, персонала образовательного учреждения находится в компетенции не только объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и в полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций. Учитывая порядок и источники финансирования мероприятий по созданию материальных ресурсов, суд считает, что в обязанности Мухаметзянвоой С.И. входит определение номенклатуры и количества средств индивидуальной защиты в запасах для обеспечения образовательного учреждения, о чем формирует заявку и направляет в свой финансовый орган. Мухаметзянова С.И., во исполнение возложенных на нее обязанностей, направила заявку в уполномоченный орган на требуемое количество средств индивидуальной защиты. Отсутствие на момент проверки в образовательном учреждении средств индивидуальной защиты в запасах, суд считает следствием ненадлежащего исполнения Мухаметзяновой С.И. своих обязанностей, вытекающих из требований Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так как на основании абз. 3 ст. 14 указанного Федерального закона, ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории организации, на которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, несут руководитель организации и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и учитывая, что Мухаметзянова С.И. впервые привлекается к административной ответственности, допущенное на момент проверки нарушение, выразившееся в том, что она не приняла мер к накоплению средств индивидуальной защиты, не повлекло за собой грубого нарушения действующего законодательства, не причинило существенный вред и не создало угрозы общественным отношениям в области защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в судебном заседании были представлены утвержденные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении за 2011-2014 учебные года, суд квалифицирует совершенное правонарушение в качестве малозначительного и на основании ст. 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить Мухаметзянову С.И. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.4, 20.6 ч. 1, 2.9, 29.9 ч.1.1 п.2 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство в отношении Мухаметзяновой С. И. по протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ за малозначительностью.
Объявить Мухаметзяновой С. И. устное замечание и предупредить о недопустимости нарушения требований Закона впредь. Постановление может быть обжаловано в течение10 дней со дня оглашения или со дня получения его копии в Муслюмовский районный суд РТ через судебный участок № 1.
Мировой судья: Б.И. Ханнанова