Решение по делу № 2-430/2017 ~ М-225/2017 от 16.01.2017

Дело № 2-430/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2017 года      город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи                     Лиджаевой Д.Х.,

при секретаре                             Минаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагаева Д.Н. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании приказа об увольнении незаконным, об изменении формулировки увольнения, взыскании задолженности по денежному довольствию, компенсации морального вреда

у с т а н о в и л :

Лагаев Д.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он окончил <данные изъяты> После окончания института с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ во время занятия по физической подготовке он получил травму.

Согласно протоколу заседания ВВК МСЧ МВД России по РК от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном, амбулаторном лечении в поликлинике <данные изъяты> с диагнозом: <данные изъяты> В соответствии с разделом 1 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , данное увечье (заболевание) относится к тяжелому. В указанный период времени он являлся нетрудоспособным, что подтверждают листки нетрудоспособности. В связи с полученной травмой находился в тяжелом состоянии, не мог передвигаться, из-за чего только ДД.ММ.ГГГГ по почте отправил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2015 год (далее – сведения о доходах, справка).

Протоколом заседания аттестационной комиссии ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением им в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений о доходах за 2015 год, тем самым нарушении п. «б» ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о службе в органах внутренних дел РФ, Положение), рекомендовано начальнику ХХХХ по РК уволить его из УИС в связи с утратой доверия.

ХХХХ по РК -лс от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из уголовно - исполнительной системы по п. «б» ст. 38.2 Положения (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о доходах). Основанием для издания приказа об увольнении послужили: протокол заседания аттестационной комиссии ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ, решение начальника ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ, представление к увольнению.

Считает данный приказ незаконным, поскольку у него была уважительная причина - болезнь и длительное нахождение в тяжелом состоянии, он с опозданием срока предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Считает, что у ответчика не было оснований применять к нему крайнюю меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Ранее к нему не применялись дисциплинарные взыскания, он положительно характеризуется, является мастером спорта России по тяжелой атлетике. Учитывая несоразмерность наложенного взыскания, а также то, что он был уволен в период временной нетрудоспособности (согласно листкам нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.) увольнение по п. <данные изъяты> Положения является незаконным.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ им был подан рапорт об увольнении по собственному желанию, однако по данному рапорту ответчиком неправомерно не принято никакого решения. Считает, что заключение контракта на определенный срок не лишает его, как сотрудника уголовно-исполнительной системы, права на увольнение со службы по собственному желанию на основании пункта "а" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Считает необходимым в судебном порядке изменить формулировку увольнения с п. «б» ст. 38.2 Положения на пункт «а» ст.58 Положения (по собственному желанию).

Просил признать незаконным ХХХХ по РК -лс от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении из уголовно - исполнительной системы по п. «б» ст. 38.2 Положения (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей); изменить формулировку его увольнения из уголовно - исполнительной системы на пункт «а» ст. 58 (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ; взыскать с ХХХХ по РК задолженность по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (денежная сумма будет уточнена после предоставления расчета ответчиком); взыскать с ХХХХ по РК компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Лагаев Д.Н. уточнил заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил признать незаконным ХХХХ по РК -лс от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении из уголовно - исполнительной системы по п. «б» ст. 38.2 Положения (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), изменить формулировку его увольнения из уголовно - исполнительной системы на пункт «а» ст. 58 (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, признать незаконным ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ХХХХ -лс от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении Лагаева Д.Н.», обязать ХХХХ по РК выплатить ему единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, компенсацию за вещевое имущество, компенсацию за неиспользованный отпуск за время службы с октября 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ХХХХ по РК денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., взыскать с ХХХХ по РК компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

В судебном заседании Лагаев Д.Н., его представитель ФИО поддержали уточненные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении.

Представители ответчика - ХХХХ по РК ФИО, ФИО, ФИО (участвовавший в судебном заседании от 31 января 2017 г.) иск не признали, ссылаясь на законность и обоснованность увольнения истца, соблюдение порядка увольнения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев личное дело истца, материалы служебных проверок по фактам непредставления Лагаевым Д.Н. сведений о доходах за 2015 год и представления недостоверных сведений за 2014 год, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Лагаева Д.Н. по следующим основаниям.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в силу ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1.

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах уголовно-исполнительной системы, в случаях, когда это предусмотрено этими специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы этими специальными нормативными актами и требуют применения норм трудового законодательства по аналогии.

Статьей 3 указанного Положения определено, что правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, само Положение и индивидуальный контракт о службе.

По смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 2 и 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", служба в органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в учреждениях УИС, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус.

В соответствии со статьей 9.1 Положения на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с подп. 3.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» установлено, что руководители федеральных государственных органов до 1 сентября 2009 года обязаны утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 28 января 2015 года № 39 «О внесении изменений в перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 августа 2009 года №372», зарегистрированным в Минюсте России 27 февраля 2015 года № 36311, утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В указанный Перечень входят все должности в оперативном отделе (группе), отделе (группе) безопасности и отделе (группе) режима, дежурной службе, отделе (группе) специального учета, отделе (группе) по воспитательной работе с осужденными, отделе (группе) социально-психологической работы с осужденными, помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (тюрьмы) на территории исправительного учреждения, отдельного корпусного блока, единого помещения камерного типа, транзитно-пересыльном пункте, участке исправительного учреждения в учреждениях, подчиненных территориальным органам ФСИН ХХХХ (подп.«г» п.4).

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557 государственный служащий представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Согласно подп. «б» п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: государственными служащими, замещающими должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Пунктом 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №559, установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.

Согласно п. 15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №559, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно подп. «д» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен контроль за расходами лиц, занимающими должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно - исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

В определении Конституционного суда РФ от 22 марта 2011 года №427-0-0 выражена правовая позиция, согласно которой до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1.

В настоящее время такой федеральный закон не принят.

В соответствии со ст. 38.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Положением, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 38 настоящего Положения.

В соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел РФ за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.

Согласно п. «б» ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Таким образом, неисполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы обязанностей и запретов, в том числе непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение сотрудника со службы.

В соответствии со ст. 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел РФ взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. Взыскание в виде замечания или выговора применяется при малозначительности коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.

Пунктом «к» ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел РФ непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником органов внутренних дел заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера отнесено к грубому нарушению служебной дисциплины.

Согласно ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Как установлено в судебном заседании, после окончания в ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ Лагаев Д.Н. поступил на службу в ХХХХ по РК.

ДД.ММ.ГГГГ ХХХХ по <адрес> с Лагаевым Д.Н., <данные изъяты>, заключен договор (контракт) о службе в уголовно-исполнительной системе России в должности <данные изъяты>.

Приказом начальника ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> Лагаев Д.Н. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ХХХХ по РК на должность <данные изъяты> ХХХХ по РК.

В соответствии с контрактом Лагаев Д.Н. обязался соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок (5.3), нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств (5.5), обязался своевременно и достоверно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленном законодательством порядке (п. 6.2).

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ДД.ММ.ГГГГ было выявлено отсутствие сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Лагаева Д.Н. за 2015 год, что подтверждается рапортом начальника ИЛС и ПК ОК и РЛС ХХХХ по <адрес>, подполковника внутренней службы ФИО от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов проверки по факту непредставления Лагаевым Д.Н. сведений о доходах за 2015 год, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также по телефону сотрудниками ХХХХ по РК (рапорты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) Лагаев Д.Н. неоднократно извещался о необходимости представления сведений о доходах за 2015 г. ДД.ММ.ГГГГ Лагаеву Д.Н. предложено дать письменное объяснение по поводу непредставления сведений о доходах своих и несовершеннолетнего ребенка за 2015 год.

Из объяснений Лагаева Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, поступивших в ХХХХ по РК ДД.ММ.ГГГГ, следует, что сведения о доходах за 2015 год были им представлены с нарушением сроков, о необходимости представления сведений узнал случайно, в конце апреля.

Между тем в 2015 г. истец исполнял обязанность по представлению сведений о доходах за 2014 год, следовательно, форма справки, порядок ее заполнения и сроки предоставления сведений были ему известны.

Из рапортов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ начальника ИЛС и ПК ОК и РЛС ХХХХ по <адрес>, подполковника внутренней службы ФИО на имя начальника ХХХХ по <адрес>, составленной по итогам декларационной компании по представлению сотрудниками ХХХХ по РК сведений о доходах, представления к увольнению из уголовно-исполнительной системы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сотрудник ХХХХ по <адрес> <данные изъяты> ХХХХ по РК, <данные изъяты> Лагаев Д.Н. не представил в кадровую службу ХХХХ по <адрес> сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом имел возможность представить указанные сведения.

ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ -лс <данные изъяты> ХХХХ по РК Лагаев Д.Н. уволен из уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия, по п. "б" ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ -лс: слова «Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты> исключить и заменить словами «Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>

Из справки ХХХХ по РК следует, что Лагаеву Д.Н. в период с января по декабрь 2016 года всего было начислено денежное довольствие в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты> из них в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Единовременное пособие Лагаеву Д.Н. не начислено и не выплачено в связи с тем, сотрудник уволен со службы в связи с утратой доверия по п. «б» ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

В целях определения тяжести совершенного проступка коррупционной направленности при проверке соразмерности примененного ответчиком к истцу дисциплинарного взыскания суд учитывает, что согласно п. 15 послужного списка истца ХХХХ ВЮИ ФСИН ХХХХ -лс от ДД.ММ.ГГГГ на Лагаева Д.Н. было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора – за <данные изъяты> на Лагаева Д.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора – за нарушение ст. 34.1 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (нарушение обязательности исполнения приказа начальника). В связи с этим доводы истца о том, что у ответчика не было оснований применять к нему крайнюю меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения, ранее к нему не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное взыскание несоразмерно являются необоснованными и опровергаются материалами личного дела истца.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует, что в нарушение требований подп.3.2. п.1 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказа Федеральной службы исполнения наказаний России от 28 января 2015 года №39 «О внесении изменений в перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 августа 2009 года №372», зарегистрированным в Минюсте России 27 февраля 2015 года №36311, п.5 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 года №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», подп.«б» п.3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №559, п.1 ст.8.1. Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» истец Лагаев Д.Н., занимая должность федеральной государственной службы, совершил виновное бездействие, повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, служебными обязанностями, допустил грубое нарушение служебной дисциплины - не представил в срок до ДД.ММ.ГГГГ и позднее в кадровую службу ХХХХ по <адрес> сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2015 год.

Увольнение сотрудника при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон служебных правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства.

Не предоставление сведений о доходах само по себе является основанием для утраты доверия к сотруднику и основанием для расторжения с ним контракта в органах уголовно-исполнительной системы в связи с тем, что не предполагает применение к сотруднику какой-либо иной меры дисциплинарного воздействия, поскольку допущенное истцом нарушение отнесено законом к грубым нарушениям служебной дисциплины. Поступая на службу в органы уголовно-исполнительной систему, истец добровольно принял на себя обязанность соответствовать указанным требованиям. Следовательно, возможность увольнения Лагаева Д.Н. в связи с утратой доверия обусловлена его особым правовым статусом.

Увольнение истца со службы произведено с соблюдением требований действующего законодательства и нормативных документов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы.

Порядок проведения проверки соблюден, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, с учетом отсутствия истца на службе по уважительным причинам, соблюдены, истцу предоставлена возможность написать письменное объяснение по факту нарушения.

Требуемые сведения об имуществе, доходах и расходах за 2015 год составлены истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ, направлены посредством почтой связи и получены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом комиссии ХХХХ по РК от ДД.ММ.ГГГГ, находящимся в материалах служебной проверки по факту непредставления Лагаевым Д.Н. сведений о доходах за 2015 год.

Нарушений, влекущих признание оспариваемого приказа незаконным, ответчиком не допущено.

При наложении дисциплинарного взыскания учтены характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, предшествующие результаты исполнения сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей, семейное положение, выслуга лет.

Как следует из докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ начальника ИЛС и ПК ОК и РЛС ХХХХ по <адрес>, подполковника внутренней службы ФИО на имя начальника ХХХХ по <адрес>, составленной по итогам декларационной компании по представлению сотрудниками ХХХХ по РК сведений о доходах, Лагаев Д.Н., зная о своей обязанности представлять соответствующие сведения об имуществе в кадровую службу и имея возможность представить эти сведения, данные сведения в срок до 30 апреля 2016 года не представил, о невозможности представить их не заявлял, какие-либо действия не предпринимал.

При таких обстоятельствах привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия по п.«б» ст.38.2. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации является законным и обоснованным.

Довод истца о том, что в отношении него ответчиком не было принято акта о применении взыскания является несостоятельным в силу того, что представление к увольнению из уголовно-исполнительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, с которым истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, по сути является таким актом с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых были истцом нарушены. Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности заключения проверки и принятых на основании этой проверки приказа, судом не установлено, при этом порядок и сроки проведения проверок, а также наложение на истца ответчиком дисциплинарного взыскания были соблюдены.

Решением Элистинского городского суда РК от 19 ноября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 31 января 2017 г., в удовлетворении исковых требований Лагаева Д.Н. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> о признании протокола аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и протокола аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (послужившим основанием для издания приказа об увольнении) незаконными отказано.

Доводы истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ им был подан рапорт об увольнении по собственному желанию, по рапорту ответчиком не принято никакого решения, заключение контракта на определенный срок не лишает его, как сотрудника уголовно-исполнительной системы, права на увольнение со службы по собственному желанию на основании пункта "а" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, считает необходимым в судебном порядке изменить формулировку увольнения с п. «б» ст. 38.2 Положения на пункт «а» ст.58 Положения (по собственному желанию) являются несостоятельными по следующим основаниям.

Из материалов личного дела истца следует, что рапорт от ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Лагаева Д.Н. были направлены письма о реализации рапорта в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ увольнение по пункту "б" данной статьи может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

Как указано выше, в отношении истца проводилась служебная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ принято решение о наличии оснований к увольнению в связи с утратой доверия. Таким образом, имелись два основания к увольнению истца.

В соответствии с п. 17.15. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (утверждена Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 76), если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, с его согласия указывается та из них, которая дает право на получение наибольших гарантий и компенсаций.

Поскольку истец был уволен в связи с утратой доверия, что свидетельствует об отрицательном мотиве увольнения, у него отсутствовало право выбора основания увольнения.

При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения формулировки увольнения.

В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ документы о временной нетрудоспособности истцом в кадровый орган не представлялись, оригиналы листов освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности представлены Лагаевым Д.Н. лишь ДД.ММ.ГГГГ То есть на дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не располагал надлежащими сведениями о нетрудоспособности истца, что свидетельствует о злоупотреблении истцом предоставленными правами. Между тем работодатель, узнав о том, что привлечение Лагаева Д.Н. произошло в период временной нетрудоспособности последнего, устранил допущенное нарушение прав работника, внеся изменения в приказ об увольнении.

Учитывая разъяснения, данные в п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с которым, при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время увольнения.

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Нахождение истца на лечении в период с ноября 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ не являлось уважительной причиной для несоблюдения установленного требования о представлении сведений о доходах, поскольку каких-либо действий по исполнению возложенной на него законом обязанности не предпринимал, исполнение этих обязанностей на доверенное лицо не возлагал. О невозможности представления сведений о доходах не сообщал.

У истца Лагаева Д.Н. была возможность направлять объяснения, письма и запросы об имуществе, обязательствах имущественного характера, доходах и расходах, обращаться к должностным лицам ХХХХ по РК.

В судебном заседании установлено, что Лагаев Д.Н. в период с января по 30 апреля 2016 г. неоднократно приходил на работу, что им не оспаривалось. Между тем каких-либо действий по исполнению возложенной на него законом обязанности не предпринимал, исполнение этих обязанностей на доверенное лицо не возлагал. О невозможности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи Лагаев Д.Н. в кадровую службу не сообщал.

Доводы истца о невозможности своевременной подачи декларации о доходах по месту работы по уважительным причинам, так как был временно нетрудоспособен, несостоятельны, поскольку нахождение истца в состоянии временной нетрудоспособности не может являться основанием для его освобождения от своевременного предоставления декларации о доходах.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2015 N 18-0/10/П-762 "О методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки", законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию по почте.

Кроме того, в силу п. п. 7 и 8 Рекомендаций сведения могут быть представлены служащим в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего, например убытия в служебную командировку или отпуск.

Указанная позиция изложена также в Письме Минтруда России от 28.08.2014 N 18-2/В-599, согласно которому законодательством РФ не предусматривается освобождение государственных служащих, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, от исполнения обязанности представлять сведения о доходах в период отстранения от исполнения должностных обязанностей, нахождения в отпуске по уходу за ребенком или временной нетрудоспособности.

Лагаев Д.Н., замещавший должность, включенную в перечень, установленный ХХХХ Федеральной службы исполнения наказаний ХХХХ от ДД.ММ.ГГГГ , являясь временно нетрудоспособным, не был лишен возможности направить соответствующие сведения в адрес ХХХХ по РК, а в случае невозможности представить такие сведения из-за отсутствия необходимых документов, которые он не мог получить по состоянию здоровья, обратиться к работодателю или комиссию по урегулированию конфликта интересов с заявлением о невозможности представить справку о доходах с указанием уважительных причин. Между тем, истец не совершил никаких действий, направленных на исполнение указанной обязанности.

Учитывая вышеизложенное суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Лагаева Д.Н. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании приказа об увольнении незаконным, об изменении и формулировки увольнения, взыскании задолженности по денежному довольствию, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                            Д.Х. Лиджаева

2-430/2017 ~ М-225/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лагаев Д.Н.
Ответчики
УФСИН России по РК
Суд
Элистинский городской суд
Судья
Лиджаева Д.Х.
16.01.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2017[И] Передача материалов судье
17.01.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2017[И] Судебное заседание
07.02.2017[И] Судебное заседание
16.02.2017[И] Судебное заседание
28.02.2017[И] Судебное заседание
06.03.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2017[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее