Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Чурбаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №№... по заявлению Лазарева С.М. об оспаривании действий органов государственной власти, с участием заинтересованного лица : ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области
У С Т А Н О В И Л:
Лазарев С.М. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от дата. ему было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – железной дороге, дата., расположенной по адресу: адрес на том основании, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным. Считает указанные действия уполномоченного органа незаконными, поскольку вышеуказанный объект относился к объектам недвижимости до вступления в силу закона «О государственном кадастре недвижимости». В порядке приватизации по договору №... от дата. объект перешел в собственность акционерного общества «***», техническая документация на железную дорогу покупателю не передавалась. Заявитель приобрел данный объект у ***», которое в свою очередь приобрело его у ***». Полагает, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 45 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» предоставление технической документации при постановке на государственный кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости не требуется. На основании изложенного, просил суд признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от дата об отказе в проведении государственного кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости – железной дороге, дата., расположенной по адресу: адрес, обязав уполномоченный орган осуществить государственный кадастровый учет данного ранее учтенного объекта недвижимости.
В судебном заседании представители заявителя – ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по изложенным в отзыве на заявление основаниям.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, а такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором передачи имущества в собственность акционерного общества №... от дата., заключенным между Фондом имущества Самарской области и Акционерным обществом «Волгастальмонтаж», Фонд имущества Самарской области передал акционерному обществу в качестве уставного капитала государственное имущество на сумму *** тыс. рублей. Состав передаваемого имущества определяется Приложением №... к договору.
В соответствии с расшифровкой акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на дата. по ***», утвержденного решением Департамента управления имуществом №... от дата., в числе переданных сооружений под номером *** значится – железная дорога, дата., по адресу: адрес.
Согласно представленному в материалы дела договору купли-продажи объектов недвижимости от дата., заключенному между ***» (продавцом) и ***» (покупателем), продавец передал в собственность покупателя железную дорогу, дата., расположенную по адресу: адрес, стоимостью *** рублей.
На основании договора от дата. Лазарев С.М. приобрел в собственность у ***» железную дорогу, дата., расположенную по адресу: адрес, стоимостью *** рублей.
Как следует из материалов дела, дата. Лазарев С.М. обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – сооружении железной дороги, дата., расположенной по адресу: адрес.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от дата. №... заявителю было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным; в распоряжении органа кадастрового учета отсутствуют сведения об объекте, содержащиеся в составе учетно-технической документации о вышеуказанной объекте государственного технического учета и технической инвентаризации, составленная до дата.; в представленном пакете документов отсутствует правоустанавливающий документ на ранее учтенный объект недвижимости; на объект недвижимости право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей с 01.01.2015г.) в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости».
Как следует из письма ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от дата. в ответ на обращение Лазарева С.М. инвентаризация подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: адрес, не проводилась.
Согласно п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 N 121) решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении принимается на основании: имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, в том числе органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета; заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на ранее учтенный объект недвижимости.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что для внесения сведений в Реестр о ранее учтенном сооружении необходимо наличие в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, либо предоставления ему документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него, в связи с чем доводы заявителя о том, что внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости возможно только на основании правоустанавливающих документах на объект недвижимости, судом отклоняются как противоречащие вышеуказанным требованиям законодательства.
Как установлено судом и не оспаривалось заявителем, объект - железнодорожная дорога, расположенная по адресу: адрес, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации не значится, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости. Информацией о площади данного объекта недвижимости орган кадастрового учета не располагает и в представленных заявителем на регистрацию документах данные характеристики объекта отсутствовали.
На основании п. 34 указанного Приказа основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является: несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре и законодательства Российской Федерации, действовавшего во время и в месте их издания; отсутствие в представленных (поступивших) документах сведений, позволяющих отнести такой объект недвижимости к ранее учтенному, а также сведений о площади объекта недвижимости (земельного участка, здания или помещения).
Поскольку необходимых сведений, позволяющих отнести спорный объект недвижимости к ранее учтенному, при рассмотрении заявления Лазарева С.М. о постановке данного объекта на кадастровый учет как ранее учтенного объекта недвижимости, у уполномоченного органа не имелось, органом кадастрового учета правомерно принято решение об отказе заявителю во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – железной дороге, дата., расположенной по адресу: адрес. Оснований для отмены данного решения у суда не имеется.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая во внимание, что основания для признания решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от дата. незаконным отсутствуют, суд оставляет заявленные требования Лазарева С.М. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Лазарева С.М. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата года.
Судья /подпись/ Е.А. Митина