Решение
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.,
при секретаре Болдыревой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Зиньковской НН к административному ответчику Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка
Установил:
Административный истец Зиньковская Н.Н. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, ссылаясь в обоснование на следующие обстоятельства.
Зиньковской Н.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч.31 «в», просека 8, площадью 714 кв.м.
Административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в соответствии с главой 5.4 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ разрешить «прирезку» присоединение земельного участка площадью 299 кв.м., находящегося в государственной или муниципальной собственности, к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, уч.31 «в», просека 8, принадлежащему административному истцу на праве собственности.
Административным истцом было получено распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1084.
С данным распоряжением административный истец не согласен, полагает не обоснованным и нарушающим его права.
Отказ Департамента был мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером №, находится в береговой полосе.
Однако, согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 299 кв.м., находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов.
С доводом ответчика о том, что земельный участок не соответствует виду разрешенного использования, истец также не согласна, так как изначально распоряжением Департамента градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № РД-227 вид разрешенного использования был установлен «сады» для садоводства.
Административный истец просит признать отказ Департамента градостроительства г.о. Самара в форме распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1084т «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка незаконным и не подлежащим применению; обязать Департамент возобновить рассмотрение заявления Зиньковской Н.Н. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков находящихся в частной собственности.
Административный истец Зиньковская Н.Н. в суд не явилась, обеспечила явку в судебное заседание представителя Тренину Т.А.
В судебном заседании представитель административного истца Тренина Т.А., полномочия подтверждены надлежащим образом, административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Бачинский Д.В. в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно ст. 1, ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков в соответствующей территориальной зоне.
На основании статьи 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением.
Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которые включают карту правового зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в городском округе Самара.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре является нормативно-правовым актом городского округа Самара, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, административному истцу Зиньковской Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 714 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: сады.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Зиньковская Н.Н. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1084 административному истцу Зиньковской Н.Н. отказано в заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что испрашиваемый Зиньковской Н.Н. земельный участок находится на территории застройки индивидуальных домов и приусадебных участков.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В силу пункта «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД г.о. Самара, созданной в порядке, установленном действующим Федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> утверждено Положение об ИСОГД, устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, ее структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
Согласно пункту 1.3 положения ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В материалах дела имеется служебная записка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департамента градостроительства г.о. Самара, согласно которой уполномоченный орган обладает следующей информацией:
Земельный участок площадью 299,00 кв.м. (испрашиваемый истцом земельный участок) находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. На часть участка градостроительный регламент не распространяется. Разрешенные виды использования: на часть установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61 в соответствии с решением Думы г.о. Самара от 02.02.2017г. №. Наличие ограничений в использовании объекта: земельный участок расположен в водоохраной зоне водного объекта. Принадлежность объекта к территории общего пользования: согласно топографическим материалам Департамента (М1:2000) часть земельного участка находится в береговой полосе ручья и принадлежит территории общего пользования, иные ограничения в использовании объекта: п. 4 ст. 85 ЗК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ; пп.2 п.4 ст. 36 ГрК РФ, п.12.ст. 1 ГрК РФ, ст. 6 Водного кодекса, ст. 65 Водного кодекса РФ. В ИСОГД отсутствуют сведения о проектах планировки территории, существующих в районе местоположения испрашиваемого участка.
Также из служебной записки следует, что согласно представленному перечню финансово-экономического управления Департамента, о действующих договорах аренды земельных участков, действующие договора аренды отсутствуют по земельному участку, площадью 299,00 кв.м. расположенному по адресу: Самарская <адрес>, <адрес>. В соответствии со сведениями, содержащимися в ИСОГД г.о. Самара, схемы № Основной чертеж, Проектного решения Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008г. №, часть испрашиваемого земельного участка расположена на планируемой территории малоэтажного строительства, часть территории существующего естественного ландшафта.
Таким образом, установлено, что согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара и топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> расположен в двух функциональных зонах: частично в зоне территории малоэтажного строительства, частично в зоне существующего естественного ландшафта; имеет ограничения в использовании (земельный участок расположен в водоохраной зоне водного объекта); принадлежит территории общего пользования по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. №.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ предусмотрены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, береговая полоса поверхностных водных объектов.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии поверхностного водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703004:1965 - «сады».
На основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой установлен основной вид разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства».
Использование образуемого земельного участка «сады» не предусмотрено градостроительным регламентом территориальной зоны.
Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в пределах городской черты города Самары, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентом статьи 30 Правил (пункт 8 статьи 3 Правил).
Согласно пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Проанализировав с учетом вышеприведенных правовых норм, установленные по делу фактические обстоятельства, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку, суд приходит к выводу, что оснований для признания распоряжения административного ответчика № РД-1084 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отсутствуют, следовательно, для удовлетворения административных исковых требований об отмене указанного распоряжения и возложении обязанности на административного ответчика возобновить рассмотрение заявления Зиньковской Н.Н. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности не имеется.
Доводы Зиньковской Н.Н. о том, что сведения, содержащиеся в ИСОГД г.о. Самара, являются незаконными, поскольку не содержат документа, являющегося основанием для внесения содержащихся в нем сведений, не принимаются судом, поскольку ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности, сформированных на основании топографических материалах преобразованных в цифровой вид.
Таким образом, учитывая, изложенные обстоятельства в совокупности, и исходя из того, что при образовании земельных участков уполномоченный орган обязан учитывать требования градостроительных регламентов и руководствоваться действующими правилами землепользования и застройки, суд приходит к выводу, что распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по причине несоответствия их разрешенного использования градостроительному регламенту является законным, принят в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие отношения, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Зиньковской Н.Н. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Зиньковской НН к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1084 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и о возложении обязанности возобновить работу по заявлению - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.А.Орлова