Решение по делу № 3а-947/2019 ~ М-497/2019 от 20.03.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 апреля 2019 года                            г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-947/2019 по административному исковому заявлению Никитиной О.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Никитина О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 124,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 186,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 459,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года – 3 269 091 рубль 07 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 5 387 279 рублей 95 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 12 809 569 рублей 47 копеек.

Административный истец не согласна с указанной выше кадастровой стоимостью объектов недвижимости, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются её интересы, как плательщика налога на имущество.

В обосновании заявленных требований Никитина О.А. ссылается на отчёты об оценке от 15 марта 2019 года №№ , и от 18 марта 2019 года № , подготовленные оценщиками ООО «Центр Экспертизы и Оценки», согласно которым рыночная стоимость спорных объектов капитального строительства составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года – 1 685 079 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 2 764 706 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 6 419 380 рублей.

При таких обстоятельствах, Никитина О.А. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 124,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 685 079 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 186,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 2 764 706 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 459,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 6 419 380 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Будакова Е.А., действующая на основании доверенности от 11 февраля 2019 года № , административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв, в котором оставил разрешение заявленных административных исковых требований на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Никитиной О.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Никитиной О.А. на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 124,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 186,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 459,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 февраля 2019 года №№ , и .

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 8 февраля 2019 года №№ , и , кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года – 3 269 091 рубль 07 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 5 387 279 рублей 95 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 12 809 569 рублей 47 копеек.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных выше нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения, Никитина О.А. 19 марта 2019 года обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения Никитиной О.А. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

Таким образом, обращение Никитиной О.А. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости по состоянию на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчёты об оценке от 15 марта 2019 года №№ , и от 18 марта 2019 года № , подготовленные оценщиками ООО «Центр Экспертизы и Оценки», из которых усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами , и . Итоговая рыночная стоимость спорных объектов недвижимости согласно отчётам об оценке составила:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года – 1 685 079 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 2 764 706 рублей;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 12 декабря 2013 года – 6 419 380 рублей.

Исследовав отчёты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее также – отчёт).

Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчёте.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости – на 6 июня 2011 года и на 12 декабря 2013 года.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчётах об оценке выводы оценщиков не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщиков относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщиков подтверждены приложенными к Отчётам об оценке документами.

Оснований полагать, что представленные административным истцом отчёты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами , и , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учётом изложенного, суд полагает возможным принять отчёты об оценке от 15 марта 2019 года №№ , и от 18 марта 2019 года № , подготовленные оценщиками ООО «Центр Экспертизы и Оценки», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , и по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчётов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что датой обращения Никитиной О.А. в суд является 19 марта 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Никитиной О.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 124,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 685 079 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 186,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 2 764 706 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 459,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 6 419 380 рублей.

Датой подачи Никитиной О.А. заявления в суд считать 19 марта 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 4 апреля 2019 года.

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-947/2019 ~ М-497/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Никитина О.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о. Тольятти Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
20.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
21.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2019[Адм.] Судебное заседание
04.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее