Дело № 2-1075/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
с участием <данные изъяты> Ч. межрайонного природоохранного прокурора Хрычёва А.В.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч. межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Э.» об обязании направить в уполномоченный орган предусмотренные законом документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок и для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок,
установил:
Ч. межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с к ООО «Э,» об обязании в течение № со дня вступления решения суда в законную силу направить в Управление Росприроднадзора по ЧР предусмотренные законом документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок, обязании в течение № месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР предусмотренные законом документы для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок. Требования мотивированы тем, что во исполнение задания В. межрегиональной природоохранной прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ Ч. межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «Э.» по исполнению требований законодательства об охране атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления. В результате производственной деятельности предприятия в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, источником которых является производственный цех, расположенный по адресу: <адрес>. У ООО «Э,» имелось разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (разрешение Минприроды Ч. № от ДД.ММ.ГГГГ), а также проект ПДВ со сроками действия до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчиком продолжается осуществление деятельности по производству строительных материалов. Регламент работы ООО Э.», количественные и качественные объемы выбросов в атмосферный воздух не изменились. ООО «Э.» осуществляет платежи в бюджет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов и от передвижных объектов. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории ЧР, осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов. Таким образом, для установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР подается заявление об установлении нормативов ПДВ, проект нормативов ПДВ, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным нормам. Министерство природных ресурсов и экологии ЧР проводит рассмотрение мероприятий по снижению выбросов и устанавливает сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных веществ; принимает решения о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником заявитель предоставляет в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР следующие документы: заявление о выдаче разрешения на выброс, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае подачи заявления представителем заявителя). Несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО Э,» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В судебном заседании старший помощник Ч. межрайонного природоохранного прокурора Хрычёв А.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик ООО «Э,», извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, возражения на иск не представил.
Третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии ЧР, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. В письменном заявлении указало, что требования природоохранного прокурора к ООО «Э,» считает обоснованными, просит рассмотреть дело без участия их представителя (л.д. №).
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 36, 42, 58 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ).
В силу ст. 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 8 ст. 15 Закона № 96-ФЗ).
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ст. 12 Закона № 96-ФЗ).
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона № 96-ФЗ разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, хозяйствующий субъект вправе осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ, химических веществ, иных веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с учетом всех стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ независимо от того, с превышением или без превышения установленных нормативов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 года № 579 утвержден Порядок (далее - Порядок) установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и Перечень (далее - Перечень) вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
Согласно пункту 6 Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (п. 8 Положения).
Согласно п. 9 Положения нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством установлен как порядок разработки предельно допустимых выбросов для конкретных стационарных источников (производственных площадок), так и порядок получения разрешения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником (для производственных площадок).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (сокращенно - Росприроднадзора) по ЧР является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории ЧР.
В соответствии с пунктами №. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР, утвержденной приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № №, Росприроднадзор осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.
Таким образом, для установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР подаются следующие документы: заявление об установлении нормативов ПДВ, проект нормативов ПДВ, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам.
В соответствии с пунктами № Положения «О Министерстве природных ресурсов и экологии ЧР», утвержденным постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № № Министерство природных ресурсов и экологии ЧР проводит рассмотрение мероприятий по снижению выбросов и устанавливает сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных веществ; принимает решения о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно № административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии ЧР по предоставлению государственной услуги принимает решение о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № №. Для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником заявитель предоставляет в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР следующие документы: заявление о выдаче разрешения на выброс; проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае подачи заявления представителем).
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО «Э,» (далее - Общество), расположенное по адресу: <адрес> руководителем (президентом) которого является Т.
Основным видом деятельности Общества является производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий.
Ч. межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ за № в отношении ООО «Э,» вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. №), из которого следует, что в результате производственной деятельности предприятия в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, источником которых является <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Общество имело разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (разрешение Минприроды Ч. № от ДД.ММ.ГГГГ года), а также проект ПДВ со сроками действия до ДД.ММ.ГГГГ года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ года) Общество продолжает осуществлять деятельность по производству строительных материалов. Регламент работы, количественные и качественные объемы выбросов в атмосферный воздух не изменились (информация ООО «Э,» от ДД.ММ.ГГГГ № 41, протокол КХА от ДД.ММ.ГГГГ года). Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства Обществом с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется деятельность, в ходе которой оно оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе путем выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без соответствующего разрешения.
Из ответа ООО «Э,» на имя и.о. от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. №) в том числе следует, что проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) в данный момент находится на согласовании Органа инспекции Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР г. К.», что подтверждается заявкой Общества на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены суду доказательства направления соответствующих документов в Управление Росприроданадзор по ЧР и в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения дела разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Э,» не получено, соответственно, для данного производства в настоящее время не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также неопределенному кругу лиц, что действующим законодательством не допускается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Э.» о понуждении направить в соответствующие органы документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок, а также для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок, подлежат удовлетворению.
Указанный прокурором срок исполнения ответчиком обязанности по представлению соответствующих документов для установления нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд признает разумным и достаточным.
В случае невозможности исполнения судебного решения в установленный срок по причинам, признанным уважительными, ответчик имеет право на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления в порядке, установленном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере № в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ,
решил:
Обязать ООО «Э,» <данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: <адрес>, <адрес>) в течение № со дня вступления решения суда в законную силу представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР предусмотренные законом документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок.
Обязать ООО «Э,» (<данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: <адрес>, <адрес>) в течение № со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР предусмотренные законом документы для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок.
Взыскать с ООО «Э,» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова