Решение по делу № 2-1075/2015 от 12.05.2015

Дело № 2-1075/2015

РЕШЕНИЕ

                Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                            г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

с участием <данные изъяты> Ч. межрайонного природоохранного прокурора Хрычёва А.В.,

при секретаре Ивановой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч. межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Э.» об обязании направить в уполномоченный орган предусмотренные законом документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок и для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок,

установил:

Ч. межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с к ООО «Э,» об обязании в течение со дня вступления решения суда в законную силу направить в Управление Росприроднадзора по ЧР предусмотренные законом документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок, обязании в течение месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР предусмотренные законом документы для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок. Требования мотивированы тем, что во исполнение задания В. межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ Ч. межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «Э.» по исполнению требований законодательства об охране атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления. В результате производственной деятельности предприятия в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, источником которых является производственный цех, расположенный по адресу: <адрес>. У ООО «Э,» имелось разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (разрешение Минприроды Ч. от ДД.ММ.ГГГГ), а также проект ПДВ со сроками действия до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчиком продолжается осуществление деятельности по производству строительных материалов. Регламент работы ООО Э.», количественные и качественные объемы выбросов в атмосферный воздух не изменились. ООО «Э.» осуществляет платежи в бюджет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов и от передвижных объектов. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории ЧР, осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов. Таким образом, для установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР подается заявление об установлении нормативов ПДВ, проект нормативов ПДВ, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным нормам. Министерство природных ресурсов и экологии ЧР проводит рассмотрение мероприятий по снижению выбросов и устанавливает сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных веществ; принимает решения о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником заявитель предоставляет в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР следующие документы: заявление о выдаче разрешения на выброс, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае подачи заявления представителем заявителя). Несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО Э,» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В судебном заседании старший помощник Ч. межрайонного природоохранного прокурора Хрычёв А.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик ООО «Э,», извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, возражения на иск не представил.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии ЧР, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. В письменном заявлении указало, что требования природоохранного прокурора к ООО «Э,» считает обоснованными, просит рассмотреть дело без участия их представителя (л.д. ).

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 36, 42, 58 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ).

В силу ст. 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 8 ст. 15 Закона № 96-ФЗ).

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ст. 12 Закона № 96-ФЗ).

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона № 96-ФЗ разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Следовательно, хозяйствующий субъект вправе осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ, химических веществ, иных веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с учетом всех стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ независимо от того, с превышением или без превышения установленных нормативов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 года № 579 утвержден Порядок (далее - Порядок) установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и Перечень (далее - Перечень) вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

Согласно пункту 6 Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (п. 8 Положения).

Согласно п. 9 Положения нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством установлен как порядок разработки предельно допустимых выбросов для конкретных стационарных источников (производственных площадок), так и порядок получения разрешения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником (для производственных площадок).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (сокращенно - Росприроднадзора) по ЧР является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории ЧР.

В соответствии с пунктами . Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР, утвержденной приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , Росприроднадзор осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.

Таким образом, для установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР подаются следующие документы: заявление об установлении нормативов ПДВ, проект нормативов ПДВ, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам.

В соответствии с пунктами Положения «О Министерстве природных ресурсов и экологии ЧР», утвержденным постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии ЧР проводит рассмотрение мероприятий по снижению выбросов и устанавливает сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных веществ; принимает решения о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии ЧР по предоставлению государственной услуги принимает решение о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии ЧР от ДД.ММ.ГГГГ . Для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником заявитель предоставляет в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР следующие документы: заявление о выдаче разрешения на выброс; проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае подачи заявления представителем).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО «Э,» (далее - Общество), расположенное по адресу: <адрес> руководителем (президентом) которого является Т.

Основным видом деятельности Общества является производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий.

Ч. межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ за в отношении ООО «Э,» вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. ), из которого следует, что в результате производственной деятельности предприятия в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, источником которых является <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Общество имело разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (разрешение Минприроды Ч. от ДД.ММ.ГГГГ года), а также проект ПДВ со сроками действия до ДД.ММ.ГГГГ года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ года) Общество продолжает осуществлять деятельность по производству строительных материалов. Регламент работы, количественные и качественные объемы выбросов в атмосферный воздух не изменились (информация ООО «Э,» от ДД.ММ.ГГГГ № 41, протокол КХА от ДД.ММ.ГГГГ года). Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства Обществом с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется деятельность, в ходе которой оно оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе путем выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без соответствующего разрешения.

Из ответа ООО «Э,» на имя и.о. от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. ) в том числе следует, что проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) в данный момент находится на согласовании Органа инспекции Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР г. К.», что подтверждается заявкой Общества на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлены суду доказательства направления соответствующих документов в Управление Росприроданадзор по ЧР и в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения дела разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Э,» не получено, соответственно, для данного производства в настоящее время не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также неопределенному кругу лиц, что действующим законодательством не допускается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Э.» о понуждении направить в соответствующие органы документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок, а также для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок, подлежат удовлетворению.

Указанный прокурором срок исполнения ответчиком обязанности по представлению соответствующих документов для установления нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд признает разумным и достаточным.

В случае невозможности исполнения судебного решения в установленный срок по причинам, признанным уважительными, ответчик имеет право на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления в порядке, установленном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ,

решил:

Обязать ООО «Э,» <данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: <адрес>, <адрес>) в течение со дня вступления решения суда в законную силу представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР предусмотренные законом документы для установления нормативов предельно допустимых выбросов для производственных площадок.

Обязать ООО «Э,» (<данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: <адрес>, <адрес>) в течение со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство природных ресурсов и экологии ЧР предусмотренные законом документы для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственных площадок.

Взыскать с ООО «Э,» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                  А.М. Ефимова

2-1075/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО"Эковата"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2015Передача материалов судье
13.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее