Судья Хабибуллина Р.А. Дело № 33-12706/2016
Учет № 084г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 июля 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Абдуллаева Б.Г.,
судей Гаянова А.Р. и Мирсаяпова А.И.,
при секретаре судебного заседания Заляевой С.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционным жалобам Каюмова Н.Г. и Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 апреля 2016 года, которым постановлено:
иск Каюмова Н.Г. удовлетворить частично;
обязать Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обеспечить Каюмова Н.Г. обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки в количестве одной пары и обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке в количестве одной пары за 2015 год;
в остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Каюмова Н.Г. и представителя Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Марамыгину А.О. в поддержку своих апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Каюмов Н.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту – Учреждение) и Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Альметьевском муниципальном районе о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению ортопедической обувью и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что он является инвалидом .... группы с детства, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида он ежегодно с 1975 года заказывает и получает специальную ортопедическую обувь: летнюю и зимнюю, всего две пары в год.
05 мая 2014 года он оформил заявку на получение сложной ортопедической обуви, однако в предоставлении данной социальной услуги ему было отказано. После обращения к Президенту Российской Федерации ему изготовили и выдали ортопедическую обувь за 2014 г.
14.08.2014 он подал заявку на обеспечение ортопедической обувью за 2015 год. Письмом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 28.12.2015 в удовлетворении заявки отказано со ссылкой на то, что по заявке от 14.08.2014 он 10.06.2015 был обеспечен обувью ортопедической на утепленной подкладке в количестве 2 штук и ортопедической обувью без утепленной подкладки в количестве 2 штук.
Данное обстоятельство не соответствует действительности, обувью он обеспечен не был. В результате несвоевременного обеспечения ортопедической обувью за 2015 год он испытал физические и нравственные страдания.
На основании изложенного, истец просил суд признать бездействие ответчиков незаконным, обязать ответчиков предоставить ортопедическую обувь за 2015 год и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Каюмовым Н.Г. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда. Указывает, что бездействием ответчиков ему причинены физические и нравственные страдания.
В апелляционной жалобе Учреждением ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворенных исковых требований. В частности, указано, что действующим законодательством предоставление технических средств реабилитации за прошлый период не предусмотрено. Указывает, что в рамках соглашения между Правительством Республики Татарстан и Учреждением от 02 ноября 2015 года последнему переданы лишь сведения об инвалидах и других граждан льготной категории. При этом денежные обязательства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, возникшие до 01 января 2016 года не были переданы. Кроме того, финансирование расходов по предоставлению технических средств реабилитации в 2015 году было предоставлено Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в связи с чем ответчик полагает, что обеспечение Каюмова Н.Г. ортопедической обувью должен осуществить ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан».
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и представитель третьего лица ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" техническими средствами реабилитации инвалидов являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 8 статьи 11).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пункту 3 указанных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (п. 4 Правил).
Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).
При этом таковым уполномоченным органом в настоящее время выступает Фонд социального страхования Российской Федерации в лице Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, поскольку с 01.01.2016 полномочия по предоставлению мер социальной поддержи инвалидам и отдельным категориям из числа ветеранов были переданы Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Учрежению.
При изложенном, учитывая, что Каюмов Н.Г. имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с выданной ему индивидуальной программой реабилитации инвалида, установив факт того, что в полном объеме рассматриваемые средства реабилитации за 2015 год ему предоставлены не были, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, возложив на Учреждение обязанность предоставить Каюмову Н.Г. спорные технические средства в положенном ему объеме.
С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Не могут повлечь отмену решения и доводы апелляционной жалобы о том, что в период с 2011 года по 2015 год уполномоченным органом по обеспечению льготной категории граждан техническими средствами реабилитации являлось Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в силу следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По пункту 10 статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2417-р утверждено Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о передаче Правительству Республики Татарстан осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Соглашение действовало с 2011 по 2015 год, на 2016 и последующий годы аналогичного соглашения не заключено.
02 ноября 2015 года между Правительством Республики Татарстан и Учреждением заключено Соглашение о передаче сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению с 01.01.2016 инвалидам технических средств реабилитации.
Таким образом, с 01.01.2016 года часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов Правительством Республики Татарстан в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не осуществляется.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент разрешения искового заявления ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов технических средств реабилитации, а также поскольку в силу закона соответствующие обязательства с 01.01.2016 года вернулись к Фонду социального страхования Российской Федерации в лице регионального отделения в Республике Татарстан, вывод суда первой инстанции о необходимости возложить обязанность по обеспечению Каюмова Н.Г. средствами реабилитации на ответчика является правильным.
При этом истцу не может быть отказано в предоставлении данной государственной социальной помощи за прошлый год по причине передачи полномочий от одного государственного органа другому.
Одновременно судебная коллегия не усматривает оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда по мотивам, указанным в решении суда, с которыми судебная коллегия полностью соглашается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку всем доводам истца, подробно привел мотивы, по которым в удовлетворении иска было отказано. Основания подвергать сомнению данные мотивы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционных жалоб вышеуказанные выводы суда не опровергают, правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, основаны на неправильном толковании положений законов, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Каюмова Н.Г. и Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи